Парижский договор: Предчувствие беды. Пакт Бриана-Келлога (1928 г.)

Но не только Советский Союз - страна-изгой Версальской системы - ощущал свое международное положение как непрочное и нестабильное. Как это ни парадоксально, но один из лидеров Версальской системы - Франция - также рассматривал свое международное положение как крайне неблагоприятное.

События 1923 г., когда Англия фактически выступила на стороне Германии, показали, что с Антантой - покончено. Более того, на протяжении 1920-х гг. все больше обострялось англо-французское и франко-итальянское соперничество па Балканах и на Ближнем Востоке. Единственным реальным союзником Франции в этих условиях оставались малые страны Восточной Европы, но это был слабый союзник. Более того, этот слабый союзник совершенно исключал саму возможность полной нормализации франко-германских и советско-французских отношений.

В этих условиях Париж был вынужден обратить свои взоры за океан. 6 апреля 1927 г., выступая перед американскими ветеранами мировой войны, прибывшими в Европу, министр иностранных дел Франции

А. Бриан предложил заключить двусторонний франко-американский договор "О вечной дружбе, запрещающий обращение к войне как к средству национальной политики". Разумеется, в Париже не опасались, что Соединенные Штаты нападут на Францию: гам просто хотели использовать американо-французское сближение как фактор, способствующий укреплению позиций Французской Республики в европейских делах: считалось, что ни одна европейская держава не рискнет оказать серьезный нажим на страну, союзником которой выступают СЛПА.

Вашингтон, со своей стороны, также постарался извлечь выгоды из французской инициативы. Президент Калвин Кулидж и государственный секретарь Фрэнк Биллингс Келлог предложили заключить американофранцузское соглашение о международном арбитраже, к которому могли бы присоединиться и другие страны. Двустороннее американо-французское арбитражное соглашение было подписано 6 февраля 1928 г. (в день 150- летия франко-американского договора о союзе и дружбе 1778 г.). В преамбулу документа были включены формулировки, содержавшие осуждение войны как средство решения международных споров.

А 27 августа 1928 г. в Париже состоялось подписание "Парижского договора об исключении войны в качестве оружия национальной политики" (пакт Бриана - Келлога). Участники пакта осуждали войну как средство национальной политики и отказывались прибегать к войне для решения международных споров. Они декларировали необходимость решения конфликтов мирным путем.

Москва первоначально расценила пакт как еще одно свидетельство подготовки "антисоветской интервенции", однако в дальнейшем, получив официальное приглашение присоединиться к пакту, Советская Россия подписала "протокол Литвинова" (9 февраля 1929 г.), присоединившись к пакту еще до его официального вступления в силу и введя в действие его положения в отношения между СССР, Польшей, Румынией, Эстонией и Латвией. В том же году к московскому протоколу присоединились Турция, Иран и Литва.

Таким образом, Франция в итоге получила еще одну бумажную гарантию своей безопасности. Однако попытки Парижа получить более действенные гарантии - вроде выдвинутого А. Брианом на 10-й сессии Ассамблеи Лиги Наций в сентябре 1929 г. проекта создания Пан-Европы - закончились полным провалом. В проекте объединения европейских стран - без Великобритании, СССР и США - увидели попытку закрепить французскую гегемонию на континенте, ослабить советско-германские связи, отстранить Советский Союз и Англию от европейских дел. Проект отложили в "долгий ящик" специально созданной для обсуждения плана Бриана Европейской комиссии при Лиге Наций. Разумеется, отношение Москвы к Пан- Европе было крайне отрицательным: в этом прожекте в Кремле увидели еще одно проявление "подготовки антисоветской интервенции" и "буржуазного пацифизма".

В этих условиях Париж был вынужден пересмотреть свою советскую политику. 29 ноября 1932 г. был подписан советско-французский договор о ненападении, который замкнул систему гарантийных пактов СССР

на востоке Европы и систему французских гарантий "Малой Антанте". Для Советского Союза это был настоящий прорыв - удалось заключить равноправный военно-политический договор с одним из лидеров Версальского мира. Правда, эго нe был русско-французский военный союз конца XIX - начала XX в.: договор 1932 г. всего лишь предусматривал отказ от применения силы в отношение друг другу и отказ от участия во враждебных коалициях. Но и это был очень большой и очень своевременный успех Москвы: ведь уже через несколько месяцев к власти в Германии пришел Л. Гитлер, и с русско-немецкой дружбой эпохи Рапалло было покончено раз и навсегда.

Давайте немного подробнее поговорим о Версальском договоре. Мы уже говорили о том, что он способствовал созданию Лиги Наций, но что касается конкретно Германии, то важнейшим аспектом здесь является то, что вина за развязывание войны целиком возлагается на Германию. Возможно, в подтверждение этого вы могли бы сказать, что Германия вела себя наиболее агрессивно в начале войны, объявив войну России и Франции без всякого повода, но в качестве контраргумента можно было бы сказать, что Австро-Венгрия объявила войну Сербии, а Россия уже объявила мобилизацию, но затем следует контр-контраргумент, что Германия дала карт-бланш Австрии, объявив, что поддержит ее независимо от того, что Австрия предпримет. Стоит ли говорить о том, что немцы были не очень довольны, что на них взвалили всю вину за развязывание войны? Кроме того, и мы уже говорили об этом, согласно Версальскому договору, численность германских вооруженных сил резко сокращалась - до 100 000 человек, что немногим больше крупных полицейских сил. Германии также было запрещено создавать союз с Австрией. Запишем: запрет на создание союза с Австрией. Вы можете спросить, почему именно с Австрией? Потому что Австрия - немецкоязычная страна. Понятно, что между Германией и Австрией существует тесное этническое и лингвистическое родство, поэтому создание союза между ними и было запрещено Версальским договором. Помимо этого, Германия лишилась своих колоний. О них мы уже говорили. Она имела колонии в Африке, колонии в Азии и в Тихом океане. Кроме этого, Германия должна была платить репарации. Их сумма оценивается в эквиваленте примерно 450 миллиардов долларов по ценам 2013 года. Они не были выплачены полностью, но легли тяжелым бременем на немецкую экономику, особенно из-за того, что выплачивались не только деньгами, но и ресурсами. Чтобы гарантировать выплату репараций ресурсами, союзники оккупировали Саарскую область, которая находится вот здесь, она была богата углем, и в течение следующих 15 лет уголь вывозился во Францию. Союзникам выплачивали часть репараций не просто деньгами, а долларами. Это также оказывало свое воздействие, потому что Веймарская Германия, Веймарская республика (так называлось правительство Германии после Первой мировой, потому что послевоенная конституция Германии была принята в городе Веймар). Так вот, для того, чтобы платить валютную часть репараций, правительство печатало все больше денег, стараясь конвертировать их в другие валюты, результатом чего стала гиперинфляция, охватившая Германию в начале 20-х годов, конкретно, в 1923 г. Ну, а c началом гиперинфляции Германия не могла больше выплачивать репарации, и Франция, чтобы обеспечивать выкачивание ресурсов из Веймарской Германии и в дальнейшем тоже, Франция идет дальше и оккупирует Рурскую область, которая находится вот здесь. Она также богата углем и сталью. Французы начали вывозить ресурсы и оттуда. Это стало еще одним огромным унижением для немцев. Кроме того, это обескровливало немецкую экономику. Союзники выкачивали все важнейшие ресурсы из нее. Это также произошло в 1923 г. Общий эффект от унижения после Первой мировой, вывоза ресурсов и теперь оккупации Рурской области, что, с точки зрения немцев, не соответствовало содержанию и без того плохого Версальского договора, все это обеспечило растущую поддержку самым экстремистским партиям Германии. Например, в конце 1923 г. это сподвигло Гитлера, тогда лидера довольно малочисленной национал-социалистической или нацистской партии, на попытку гос. переворота известного как «Пивной путч». Он закончился провалом, но стал мощным толчком для тогда маргинальной, т. е. очень малочисленной партии. Из-за оккупации Рурской области численность партии резко увеличилась. Нельзя не упомянуть о фактических территориальных потерях Германии. Вот здесь, на севере Восточной Пруссии, расположен крошечный регион. В соответствии с Версальским договором он перешел под французский протекторат, но позже был передан Литве. Мы уже говорили о целом регионе Германии, бывшей Германской империи, который был просто отрезан, чтобы войти в состав нового польского государства. Большая часть Польши раньше была частью бывшей Российской империи, часть была отрезана от бывшей Германской империи, и еще часть - от бывшей Австро-Венгерской империи. Надо сказать о Силезии (вот здесь), часть которой отошла к Польше, другая часть - к Чехословакии. Мы упоминали о знаменитом регионе Эльзас-Лотарингия вот здесь, который был предметом спора между Германией и Францией в течение долгих лет. Теперь он отошел обратно к Франции. Вот эту крошечную область получила Бельгия, а этот регион на севере отошел к Дании. Ну и кроме всего этого - сокращенной армии, вывоза ресурсов, и так далее, Франция действительно хотела окончательно подорвать способности Германии начинать войну в будущем, и потому она создала демилитаризованную зону в Рейнской области. Рейнская область включает оба… Демилитаризованная зона включила немецкую территорию западнее Рейна, всю немецкую территорию западнее Рейна, т. е. весь этот регион, он весь был оккупирован союзниками. Кроме того, Германии запретили проводить милитаризацию и мобилизацию войск в полосе шириной 50 км восточнее Рейна. Восточнее Рейна. Если вы посмотрите Версальский договор, то увидите, что он пресекает всякую попытку Германии развязать войну. Ей запретили торговать оружием, ей запретили владеть многими видами наступательных вооружений. Была сделана попытка полностью лишить Германию возможности сделать то, что она сделала во время Первой мировой. Но, как мы видим, это в большой степени стало катализатором бурного развития в Германии экстремистских групп и послужило одной из причин, приведших Германию ко Второй мировой войне. Subtitles by the Amara.org community

В годы относительной стабилизации капитализма США еще больше

укрепили свои позиции международного кредитора, шире и глубже

вовлеклись в систему международных экономических отношений. За

1924-1930 гг. американские корпорации невероятно обогатились. Их

прибыли превысили 53 млрд. долл. (до вычета налогов), они росли и в

послевоенные годы от поставок товаров и кредитов в опустошенную вой-

ной Европу. К 1923 г. сумма займов США иностранным государствам

составила 10,6 млрд. долл., а с учетом процентов по займам - 11,8 млрд.

Главными должниками США оказались Англия - 4600 млн. долл.,

Франция - 3999 млн., Италия - 2015 млн.1

Правительство США, выражая волю финансово-монополистических

кругов, стремилось не связывать себя какими бы то ни было экономиче-

скими или политическими союзами с Лигой наций и отдельными госу-

дарствами. Финансово-монополистический капитал США, обретя небыва-

лую долларовую силу, при покровительстве своего правительства

устремился во все концы мира, на все континенты, особенно в разорен-

ную войной Европу. Интересам монополий была подчинена внешнеполи-

тическая деятельность министерств финансов, торговли, военного мини-

стерства и государственного департамента.

Воспользовавшись ослаблением позиций своих конкурентов, США

повсеместно теснили их на мировых рынках. Английская газета «Дейли

ньюс» жаловалась: «Всюду наши интересы приносятся в жертву Соеди-

ненным Штатам...» 2. Если в 1914 г. Англия и США имели одинаковый

вес в японском импорте (16,8%), то в 1927 г. доля Англии снизилась до

7%, а доля США увеличилась до 30%. В 1913 г. доля Англии в китай-

ском импорте составляла 16,3%, а США -6,0%, в 1926 г. соответствен-

но- 10,2 и 16,4%. В Латинской Америке успехи США были еще значи-

тельнее. С 1913 по 1927 г. доля США в импорте 20 республик Цент-

ральной и Южной Америки увеличилась с 24 до 38%, а доля Англии

снизилась с 25 до 16% 3. Следует подчеркнуть, что европейский рынок

для США продолжал оставаться главным. В 1924 г. страны Европы пог-

лощали примерно 51% общего американского экспорта, тогда как импорт

США из Европы по отношению к общему импорту США составил лишь

Одновременно росли инвестиции американского капитала в зарубеж-

ные страны. «Избыточный» капитал шел туда в виде правительственных

внешних займов, кредитов корпораций и вложений частных лиц.

В 1926 г. американские инвестиции за границей, не считая 12 млрд. долл.

по военным займам, составили сумму 9522 млн. долл.4 Особое место от-

водилось прямым вложениям: скупке контрольных пакетов зарубежных

предприятий, открытию филиалов или дочерних предприятий американ-

ских монополий. Нередко филиалам банков и промышленных компаний

США удавалось поглотить отдельные европейские компании. Во Фран-

ции ими были таким образом захвачены позиции в производстве элект-

рического и телефонного оборудования, а также и кинематографии. Под

контролем США оказалось производство железа, стали, электроэнергии,

добыча угля в Польше.

Монополии США предпочитали давать европейским странам не порт-

фельные, а прямые инвестиции - на создание филиалов американских

предприятий. Особый интерес проявлялся к обрабатывающей промышлен-

ности (машиностроение, химия). По официальным данным министерства

торговли, в 1929 г. имелось американских предприятий: в Германии -

186 с капиталом 216 млн. долл., во Франции - 203 с капиталом

145 млн. долл., в Англии - 169 предприятий с долей американского

капитала более 25% 5. Создание предприятий в странах Европы и дру-

гих континентов американские корпорации рассматривали как важное

средство преодоления тарифных барьеров, получения сверхприбылей,

борьбы за рынки сбыта, за контроль в области экономики и политики.

Американский капитал проявлял заинтересованность и к источникам

сырья. Правительство Кулиджа оказывало активную помощь корпорациям

в борьбе за доступ к зарубежном}7 сырью, прежде всего нефти и кау-

чуку, столь необходимым для развивавшейся автомобильной промышлен-

ности. Госдепартамент помогал американским предпринимателям внед-

ряться в районы добычи нефти. «Стандард ойл», «Галф» и другие неф-

тяные компании США при поддержке правительства скупали акции у

английских, французских, голландских компаний на производство и

контроль нефтяных источников в Иране, Колумбии, Венесуэле, Мексике.

Аналогичная политика проводилась также в отношении каучука, меди

и другого важного сырья. Американские медные фирмы в 20-е годы до-

бились контроля над 95% мирового капиталистического производства ме-

ди и ценами на мировом капиталистическом рынке. Гардинг, Кулидж и

Гувер поощряли создание крупных межнациональных картелей. Мини-

стерство торговли выступало как коммивояжер американских товаров 6.

В своих декларациях правительство Кулиджа заявляло, будто оно,

как и крупнейшие частные банки, предоставляет пострадавшей от войны

Европе займы в целях ускорения восстановления ее экономики. На са-

мом же деле они стремились нажиться на европейских долгах и процен-

тах по ним. Особенно американская администрация была заинтересована

в том, чтобы восстановленная Германия могла выплачивать военные ре-

парации. В этой связи США взяли на себя инициативу по выработке

плана репарационной проблемы, которая, по мнению американцев, стала

серьезным препятствием на пути оздоровления европейского и мирового

капитализма.

Для решения вопроса о репарациях был создан Международный ко-

митет экспертов, в который вошли представители пяти государств - по-

бедителей в войне: США, Великобритании, Франции, Италии и Бельгии.

В 1924 г. этот комитет под руководством американского банкира Чарлза

Дауэса разработал план, предусматривавший получение репараций с

Германии. В литературе он стал известен как «план Дауэса». Его авторы

полагали, что восстановленная Германия будет добросовестно выплачи-

вать военные репарации Франции и Англии, а эти последние, в свою

очередь, станут выплачивать государственные долги Соединенным Шта-

По «плану Дауэса» банкиры США и Великобритании предоставили

Германии заем на сумму 800 млн. марок (200 млн. долл.), из которых

половина приходилась на банкирский «дом Морганов». Германия обязы-

валась, в свою очередь, выплатить в первый год 1 млрд. репарационных

марок (250 млн. долл.) и увеличить затем платежи до 2,4 млрд. марок

в год. К 1928-1929 гг. общая сумма репараций с Германии окончатель-

но еще не была установлена.

С принятием в августе 1924 г. на Лондонской конференции «плана

Дауэса» для капитала США открывались новые возможности проникно-

вения в экономику Германии. В период между 1924 и 1929 гг. американ-

цы обеспечили себе 80% капитала, шедшего на заем кредитным учреж-

дениям Германии, 75% займов местным правительствам, т. е. германским

землям, и 50% - крупным германским корпорациям7. «План Дауэса»,

принятый под давлением американских банкиров и правительства Кулид-

жа, отвечал интересам в первую очередь США и Германии. Бывший

канцлер Германии Вирт в одной из речей в Чикаго подчеркнул: «...ваша

помощь во многом помогла моей стране избежать социальной катастро-

фы» 8. Оказание помощи в стабилизации германской промышленности

на определенном этапе укрепляло в целом экономическую и социальную

систему капитализма и в Европе. Вместе с тем эта помощь в возрожде-

нии германского империализма таила в себе и огромную опасность не

только для немецкого народа, но и народов других стран.

США удалось подписать соглашения с правительствами Великобри-

тании, Бельгии и Чехословакии о выплате ими некоторой части военных

долгов, что временно смягчало межкапиталистические противоречия.

Американские буржуазные историки и публицисты представили «план

Дауэса» как свидетельство «политики мира». На деле же правительство

Кулиджа и Уолл-стрит стремились превратить Германию в «надежного

партнера» и использовать ее в качестве противовеса Англии и Франции

в Европе, помешать налаживанию нормальных отношений между Гер-

манией и Советским Союзом, не допустить роста революционного движе-

ния в Европе.

На очередь встал вопрос об урегулировании политических отношений

Германии со странами Антанты, о присоединении ее к Лиге наций.

После принятия «плана Дауэса» дипломатия США поддержала

Англию, которая под прикрытием разговоров о «гарантиях европейской

безопасности» приступила к организации политического союза западно-

европейских стран (с участием Германии), направленного своим острием

против СССР. Для осуществления этого плана была созвана в 1925 г.

в швейцарском курортном городке Локарно конференция представителей

Великобритании, Германии, Франции, Италии, Бельгии, а также Поль-

ря, было подписано восемь соглашений. Но важнейшим из них был Рейн-

ский гарантийный пакт, который предусматривал прежде всего неруши-

мость установленных Версальским мирным договором границ Германии

на западе - с Францией и Бельгией. Роль «гарантов» взяли на себя

Великобритания и Италия. Гарантийный пакт вступил в силу после при-

этим для Германии кончилась дипломатическая изоляция со стороны

стран Запада.

Хотя США формально и не участвовали в переговорах и выработке

локарнских соглашений, тем не менее они оказали сильное влияние на

ход переговоров и их результаты. «... Американский финансовый капи-

тал, рассматривавший Европу как большую колонию, из которой он

Подписанный в Париже международный договор, предусматривавший отказ от войны как инструмента национальной политики, получил свое название по имени инициаторов его заключения - государственного секретаря США Фрэнка Келлога и министра иностранных дел Франции Аристида Бриана. Участниками пакта стали пятнадцать государств.
Подписав этот международный документ, США, Великобритания и Франция заявили о своем праве вести «оборонительные войны». Сенат США ратифицировал пакт практически единогласно (лишь один сенатор проголосовал против), но внес уточнение, заявив, что США принадлежит исключительное право определять, что именно является самообороной в каждом конкретном случае.
К договору в конечном счете присоединились еще 48 государств, включая и те, кто в последующее десятилетие прибегнул к явным агрессивным действиям и стал основным виновником войн. Оговорки, внесенные странами - участницами пакта в качестве условия ратификации ими этого международного документа, свели его практическое значение к нулю.
ПАКТ КЕЛЛОГА-БРИАНА
ДОГОВОР ОБ ОТКАЗЕ ОТ ВОЙНЫ В КАЧЕСТВЕ ОРУДИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
(ПАРИЖ, 27 АВГУСТА 1928 ГОДА)
Президент Германского Государства, Президент Соединенных Штатов Америки, Его Величество Король Бельгийцев, Президент Французской Республики, Его Величество Король Великобритании, Ирландии и британских территорий за морями, Император Индии, Его Величество Король Италии, Его Величество Император Японии, Президент Польской Республики, Президент Чехословацкой Республики,
глубоко сознавая лежащий на них торжественный долг развития благополучия человечества;
убежденные, что наступил момент приступить к откровенному отказу от войны, как орудия национальной политики, дабы мирные и дружественные отношения, существующие ныне между их народами, могли сделаться постоянными;
уверенные, что всякие изменения в их взаимных отношениях должны изыскиваться лишь в мирных средствах и осуществляться закономерно и мирно и что всякая подписавшаяся держава, которая впредь стала бы пытаться развивать свои национальные интересы, прибегая к войне, должна быть лишена преимуществ, вытекающих из настоящего Договора;
надеясь, что воодушевленные их примером все другие нации мира присоединятся к этим гуманитарным усилиям и, присоединившись к настоящему Договору, как только он вступит в силу, дадут своим народам возможность воспользоваться его благодетельными постановлениями, объединяя таким образом цивилизованные нации мира в общем отказе от войны, как орудия их национальной политики,
решили заключить Договор и с этой целью назначили в качестве своих подлежащих уполномоченных, а именно:
Президент Германского Государства:
г. Доктора Густава Штреземана, министра иностранных дел;
Президент Соединенных Штатов Америки:
Почтенного Франка Б. Келлога, государственного секретаря;
Его Величество Король Бельгийцев:
г. Поля Гиманса, министра иностранных дел, государственного министра;
Президент Французской Республики:
г. Аристида Бриана, министра иностранных дел;
Его Величество Король Великобритании, Ирландии и британских владений за морями, Император Индии:
За Великобританию и Северную Ирландию и все части Британской
Империи, которые не являются самостоятельно членами Лиги Наций:

анкастерского, временно исполняющего обязанности статс-секретаря по иностранным делам;
За Доминион Канаду:
Достопочтенного Виллиама Лаиона Мэкензи Кинг, премьер-министра и министра внешних дел;
За Австралийский Коммонвельс:
Почтенного Александра Джона Мк Лаклана, члена Федерального исполнительного совета;
За Доминион Новую Зеландию:
Почтенного сэра Христофера Джемса Парра, Верховного комиссара
Новой Зеландии в Великобритании;
За Южно-Африканский Союз:
Почтенного Джакобуса Стефануса Смита, Верховного комиссара
Южно-Африканского Союза в Великобритании;
За Свободное Ирландское Государство:
г. Виллияма Томаса Косгрэва, Председателя Исполнительного совета;
За Индию:
Достопочтенного лорда Кэшендена, Канцлера Герцогства
Ланкастерского, временно исполняющего обязанности статс-секретаря
по иностранным делам;
Его Величество Король Италии:
Графа Гаэтано Манцони, своего Чрезвычайного и Полномочного
посла в Париже;
Его Величество Император Японии:
Графа Ушида, Члена Тайного Совета;
Президент Польской Республики:
г. А. Залесского, министра иностранных дел;
Президент Чехословацкой Республики:
г. Доктора Эдуарда Бенеша, министра иностранных дел;
которые после обмена своими полномочиями, признанными в доброй и надлежащей форме, согласились о нижеследующих статьях:

Статья первая
Высокие Договаривающиеся Стороны торжественно заявляют от имени своих народов по принадлежности, что они осуждают обращение к войне для урегулирования международных споров и отказываются от таковой в своих взаимных отношениях, в качестве орудия национальной политики.
Статья II
Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они не были, должно всегда изыскиваться только в мирных средствах.
Статья III
Настоящий Договор будет ратифицирован Высокими Договаривающимися Сторонами, указанными во вступительной части, в соответствии с требованиями их конституций по принадлежности, и он войдет в силу между ними, как только все ратификационные грамоты будут сданы на хранение в Вашингтоне.
Настоящий Договор, как только он будет введен в действие, как то предусмотрено в предыдущем разделе, останется открытым так долго, как это потребуется для присоединения к нему всех других держав мира. Каждая грамота о присоединении державы будет сдана на хранение в Вашингтоне, и Договор немедленно после этой сдачи на хранение, вступит в силу между державой, объявившей таким образом о своем присоединении, и другими договаривающимися державами.
Правительству Соединенных Штатов будет надлежать снабдить каждое Правительство, указанное во вступительной части, и всякое Правительство, которое присоединится впоследствии к настоящему Договору, заверенной копией названного Договора и каждой грамоты о ратификации или о присоединении. Правительству Соединенных Штатов будет надлежать, равным образом, сообщать телеграфно названным Правительствам о каждой грамоте о ратификации или о присоединении, немедленно после сдачи на хранение.
в удостоверение чего, подлежащие уполномоченные подписали настоящий Договор, составленный на французском языке и на английском языке, причем оба текста имеют равную силу, и приложили к нему свои печати.
Учинено в Париже, двадцать седьмого августа тысяча девятьсот двадцать восьмого года.
(Подписи)

Удостоверяется, что это есть верная копия подписанного подлинника, сданного на хранение Правительству Соединенных Штатов Америки.

Государственный секретарь
Соединенных Штатов Америки
ФРАНК Б. КЕЛЛОГ

Выступление Бриана перед подписанием пакта Бриана — Келлога. Кадр из кинохроники. 1928 год.

Активная последовательная борьба СССР за мирное сосуществование государств с различными социальными системами и настойчивые требования народов всех стран побудили некоторых американских и французских деятелей выступить с пацифистской инициативой. Этим путем они стремились приобрести популярность в народных массах и по возможности снизить в их глазах значение миролюбивой политики Советского правительства.

В апреле 1927 г. министр иностранных дел Франции Бриан предложил государственному секретарю Соединенных Штатов Америки Келлогу заключить между обеими странами договор о «вечной дружбе, запрещающей обращение к войне как к средству национальной политики». Это было не только данью общественному мнению, но и попыткой укрепить франко-американские отношения и тем самых упрочить положение Франции в европейских делах.

Соединенные Штаты не спешили с ответом. Лишь в самом конце 1927 г. Келлог дал согласие на предложение Бриана, но высказался за подписание не двустороннего, а многостороннего договора. Американские правящие круги рассчитывали, что такой договор будет содействовать стабилизации политического положения в Европе и обеспечит условия для регулярного получения дохода от вложенных в европейскую экономику капиталов. Кроме того, многосторонний договор соответствовал и желанию создать параллельную и даже противостоящую Лиге наций организацию, которой руководящая роль принадлежала бы не Англии и Франции, а Соединенным Штатам.

После того как Франция согласилась на многосторонний пакт, Соединенные Штаты обратились по этому вопросу к ряду других государств. Ведущие империалистические державы сопроводили свое согласие многочисленными оговорками, значительно обесценивавшими значение пакта для поддержания мира. Так, английское правительство заявило, что оно готово присоединиться к пакту, сохраняя свободу действий в районах, «представляющих особый жизненный интерес» для Англии. Поскольку эти районы конкретно не назывались, получалось, что Англия оставляла за собой свободу рук почти на всем земном шаре. Англия также оговорила, что пакт об отказе от войны может не применяться к «некоторым государствам, правительства которых еще не признаны всеми». Это был прямой намек на Советский Союз.

Московская конференция СССР, Польши, Румынии, Эстонии и Латвии по досрочному введению в действие пакта Бриана — Келлога. Кадр из кинохроники. 1929 год.

После серии переговоров текст пакта был согласован и 27 августа 1928 г. подписан в Париже представителями 15 стран. Договор, обычно называемый пактом Бриана- Келлога, провозглашал отказ от войны как орудия национальной политики и признавал необходимым разрешать споры и конфликты мирными средствами.

Советский Союз не был приглашен принять участие в переговорах о подготовке пакта. Причины этого вскрыл народный комиссар иностранных дел Г. В. Чичерин в своем интервью представителям печати 5 августа 1928 г.: «Устранение Советского правительства из числа участников этих переговоров,- сказал он,- наводит нас, прежде всего, на мысль, что в действительные цели инициаторов этого пакта, очевидно, входило и входит стремление сделать из него орудие изоляции и борьбы против СССР. Переговоры по заключению так называемого пакта Келлога, очевидно, являются составной частью политики окружения СССР, стоящей в данный момент в центре мировых международных отношений». Одновременно Г. В. Чичерин отметил, что еще не поздно пригласить СССР для участия в переговорах о пакте.

По этому вопросу развернулись острые споры между организаторами пакта. В конце концов уже в день подписания пакта СССР получил приглашение присоединиться к нему. В своем ответе правительство СССР констатировало «недостаточность и неопределенность самой формулировки о запрещении войны и наличие ряда оговорок, имеющих своей целью заранее устранить даже подобие обязательств по отношению к делу мира».Тем не менее Советское правительство дало согласие участвовать в пакте, «поскольку парижский пакт объективно накладывает известные обязательства на державы перед общественным мнением». При этом Советское правительство сделало ряд оговорок, направленных не на ослабление, а на расширение и укрепление пакта.

Советский Союз первым из участников пакта ратифицировал его. По инициативе Советского Союза 9 февраля 1929 г. в Москве был подписан протокол, по которому СССР, Польша, Румыния, Эстония и Латвия договорились досрочно ввести в действие пакт Бриана-Келлога и придерживаться его принципов в отношениях между собой. В том же году к Московскому протоколу присоединились Турция , Иран и Литва.

Позиция, занятая Советским Союзом в отношении пакта Бриана - Келлога, убедительно свидетельствовала о миролюбивом характере советской внешней политики.

Читайте также: