Аналитическая справка учителя. Продуктивное использование новых образовательных технологий и методик Аналитическая справка о применении учителем педагогических технологий

Аналитическая справка.

1.Владение современными образовательными технологиями и методиками.

Левахина Наталия Валентиновна работает учителем начальных классов в муниципальном общеобразовательном учреждении – средней общеобразовательной школе с. Балтай Балтайского района Саратовской области с 15 августа 1990 года. Стаж ее работы по специальности 21 год, имеет высшую квалификационную категорию.

В настоящее время развивающее обучение широко внедряется в практику начальной школы. В описании инновационного педагогического опыта Левахиной Наталии Валентиновны представлена система работы по развитию познавательных способностей младших школьников на основе технологии развивающего обучения. Целью этой системы работы учителя является оптимальное общее развитие ученика, его ума, воли, чувств, нравственных качеств школьника, при сохранении его здоровья. Каждому ребенку создаются условия для того, чтобы он, исходя из своего личного опыта и творческих способностей, мог систематически вести наблюдения, делиться своими «открытиями», анализировать явления, систематизировать учебный материал. Каждый ученик должен столкнуться с познавательной трудностью, которая вызывает коллективную и индивидуальную активность поисковой деятельности, т. е. трудность, которая заключается в осознании необходимости нового знания, нового способа деятельности.

Учитель рассматривает обучение как процесс, в центре которого стоит личность ученика, поэтому ее уроки отличаются атмосферой творчества, сотрудничества, взаимного доверия, четкостью, логической завершенностью, высоким научно-теоретическим уровнем.

Основными формами работы учителя являются:


  1. Самостоятельное (индивидуальное или групповое) обдумывание проблемы и последующая беседа (обсуждение предложений, гипотез, вопросов, ответов детей).

  2. Дидактические игры и игровые моменты.

  3. Учебные экскурсии, наблюдения.

  4. Практические работы.

  5. Работа со словарями и схемами, ввод интеграции.
Организуя коллективное познание, учитель не противопоставляет себя классу, а сливается с ним, не теряя при этом своей ведущей авторитетной роли, деловые доброжелательные отношения, основанные на уважении к личности ученика и на внимании к его внутреннему миру в процессе усвоения знаний.

Аналитическая справка.

1.1.Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Одной из основных задач учителя является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся.

На своих уроках Наталия Валентиновна применяет современные образовательные технологии, где в центр образовательной системы ставит личность ребенка, стараясь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Свои уроки она строит с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, при этом появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному.

Список используемых образовательных технологий.


Наименование технологии

Результативность

в деятельности учащихся


Здоровьесберегающие технологии

Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка

Технология развивающего обучения

Активизация познавательной деятельности

Технология проблемного обучения

Пробуждение интеллектуальных мотивов учения. Самостоятельность, уверенность, повышение мыслительной активности

Информационно- коммуникативная технология

Формирование элементов информационной культуры в процессе использования учебных программ

Игровые технологии

Развивает умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывает умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку

Технология проектного обучения

Развитие умений мыслить конструктивно, творчески подходить к решению творческих задач

С.А. Антонова

Аналитическая справка.

1.2. Использование ИКТ в образовательном процессе.

Левахина Н.В. в 2005 году прошла дополнительную профессиональную подготовку по программе Intel «Обучение для Будущего».

В педагогической деятельности учителем используются следующие программные средства:

Программный пакет Microsoft Office 2003 - 2007:

– Microsoft Word – для набора и обработки текстовой документации, творческих проектов и т.д.

– Microsoft Excel – для составления табличных данных и обработки статистической информации, результатов тестирования и т.д.

– Microsoft PowerPoint – для составления презентаций творческих проектов, создания web-сайта.

В своей деятельности учитель использует следующие электронно-технические средства:

1. Цифровой фотоаппарат

3. Принтер

Для подготовки материала к урокам используются различные сетевые ресурсы, такие как YANDEX, RAMBLER, GOOGLE.

При подготовке к урокам учитель использует в образовательном процессе электронные учебно-методические комплекты:


  1. Мультимедийная детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006 год. Издатель ООО «Кирилл и Мефодий», 117313 Москва, ул. Кравченко, д. 4, кор. 2.
Сайт www. VKIDS. Km. Ru

Содержит 9 тематических разделов, 19 интерактивных приложений, более 80 географических карт, 11 развивающих игр.


  1. Программа ПервоЛого
помогает изучить язык программирования, используется для построения компьютерных моделей, мультемедийных презентаций. Включает средство работы с текстами, графикой, мультипликацией, звуками и т.д. Это интегрированная творческая среда, являющаяся полезным и удобным инструментом в различных областях школьного образования.

  1. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 классы.
Диск ДИНО. Основы художественных представлений (программа начальной школы).

Первый этап обучения 1-4 классы.


  1. «Мультипликационные уроки хорошего поведения». Детская, обучающая программа. Содержит «Уроки Тетушки Совы» о правилах хорошего тона.

  2. Электронный образовательный ресурс (включающий в комплект 4 диска) по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению.
Издательский центр «Вентана – Граф», 2011 год.

Электронный образовательный ресурс разработан к УМК «Начальная школа ХХI века», содержит интерактивные варианты заданий. Может использоваться в классе для организации фронтальной работы с использованием интерактивной доски, а также для выполнения заданий вместе с родителями.


  1. Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия» по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению с 1 по 4 класс.
Предназначен для учебников начальной школы и разработан в соответствии Государственным образовательным стандартам.
Ссылки на ресурсы, размещенные в сети Интернет.

    1. На сайте МОУ – СОШ с. Балтай Балтайского района Саратовской области размещена разработка внеклассного мероприятия.

    1. На сайте « Про Школу ру - бесплатный школьный портал »

Адрес сайта : proshkolu .ru


    1. На сайте Социальная сеть работников образования " Наша сеть "

Адрес сайта : nsportal.ru

Персональный сайт.

У учителя должно быть некое "досье успехов", в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье стали личные страницы Левахиной Наталии Валентиновны на сайтах « Про Школу ру - бесплатный школьный портал » и «Социальная сеть работников образования "Наша сеть "

Главное назначение сайта - портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции.

Сайт - портфолио позволяет учителю проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.


Директор МОУ – средней общеобразовательной школы с. Балтай

С.А. Антонова

Аналитическая справка.

1.3. Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном или региональном уровне.

В начальной школе широкое распространение получили здоровье-сберегающие технологии.

Здоровье – это основной фактор, определяющий эффективность обучения. Огромное внимание учитель уделяет здоровью детей, так как только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть учебной программой. Ежегодно учащиеся Левахиной Н.В. принимают активное участие в днях здоровья, спортивных праздниках, веселых стартах.

Ежегодно по плану работы классного руководителя Наталия Валентиновна проводит совместные занятия, встречи с работниками ГИБДД по ПДД в целях улучшения работы по профилактике дорожно–транспортного травматизма среди детей и подростков.

С 2008 года учитель работает по региональной программе «Основы здорового образа жизни».

На уроках и во внеурочной работе Левахина Н.В. особую роль отводит соблюдению учащимися режима дня и режима питания (программа «Разговор о правильном питании»). Повышая двигательную активность, проводит физминутки (рекомендованные на региональном уровне). Учитель соблюдает гигиенические условия в кабинете: температуру, проветривание, рациональность освещения класса и доски; места и длительность применения ТСО; позы учащихся и чередование их; психологический климат на уроке.

Результаты мониторинга об удовлетворенности учащимися использованием здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Директор МОУ – средней общеобразовательной школы с. Балтай

С.А. Антонова

Аналитическая справка.

1.4. Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Одна из главных проблем, которую приходиться решать педагогу – это работа со слабоуспевающими учащимися. В классе Левахиной Н.В. есть слабоуспевающие, ученики, которые пропускают занятия по болезни (слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний). Чтобы данная категория школьников не перешла в разряд неуспевающих, учитель ведет систематизированную работу, которая отражена в плане работы со слабоуспевающими учащимися.


Работа с одаренными детьми.

Учебная деятельность учителя тесно связана с внеклассной работой по предмету, которая направлена на развитие творческих способностей учащихся, развитие речи, интеллекта, мышления. Внеурочная работа по предмету отражается в проведении олимпиад, конкурсов чтецов, викторин, брейн-рингов. Ежегодно учащиеся Левахиной Н.В. принимают участие в предметных олимпиадах, занимая призовые места.

В 2009 - 2010 учебном году учителем была разработана программа Программа дополнительного образования объединения «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ».

Данная образовательная программа реализует следующие направления в учебно-воспитательной деятельности:


  1. научно-познавательное;

  2. общественно-полезное;

  3. эстетическое.

Директор МОУ – средней общеобразовательной школы с. Балтай

Аналитическая справка.

2. Эффективность применения современных образовательных технологий и методик.

Большой педагогический опыт, знания, чувство высокой ответственности, любовь к детям и своему делу, необыкновенное трудолюбие, творческий подход к работе, использование на уроках проблемных, частично-поисковых и исследовательских методов, современных образовательных технологий позволяют Левахиной Н.В. добиваться высокого уровня успеваемости по всем предметам.


Учебный год

Класс

Число учащихся

% успеваемости

2006 - 2007

4 «б»

16

100

2007 - 2008

1 «а»

23

100

2008 - 2009

2 «а»

22

95,2

2009 - 2010

3 «а»

21

100

2010 - 2011

4 «а»

23

100

2. 1.Позитивная динамика учебных достижений обучающихся.
Результативность учебно-воспитательного процесса стабильно высокая. У учащихся сформирован высокий уровень знаний теоретического материала, грамотного письма, прочных вычислительных навыков и умения решать задачи.

Процент учащихся, имеющих «5» по итогам учебного года и процент учащихся, имеющих «4» и «5» по итогам учебного года показан в таблице.

Грамотное владение методикой преподавания предметов, умелое использование новых форм, методов и приемов обучения дают положительные результаты, которые прослеживаются в позитивной динамике учебной деятельности.

Предмет


Учащиеся, имеющие позитивную

динамику учебной деятельности.


Количество

учащихся


2007-2008 уч.год.

2 класс.


2008-2009

уч.год.


3 класс.

2009-2010 уч.год.

4 класс.


Русский язык

Cтатнова Ек. - 4

Cтатнова Ек. - 4

Cтатнова Ек. - 5

1

Литература

изменений нет

изменений нет

изменений нет

стабильное

Математика

Cтатнова Ек. - 4

Cтатнова Ек. - 4

Cтатнова Ек. - 5

1

Окружающий мир

изменений нет

изменений нет

изменений нет

стабильное

2. 2Достижения обучающихся по данным внешних аттестаций различного типа.

В 2010-2011 учебном году (декабрь) ученики Левахиной Н.В. принимали участие в мониторинге учебных достижений учащихся по русскому языку и математике, проводимом РЦОКО Саратовской области.

Результаты мониторинга приводятся в таблице.


п/п


Ф.И. учащегося

Русский язык

Математика

Кол-во баллов

% выполнения

Кол-во баллов

% выполнения

1

Горбунов Валерий

10

56

11

61

2

Горбунов Сергей

9

50

11

61

3

Грачев Кирилл

10

56

8

44

Горячев Алексей

15

83

11

61

4

Епифанова Мария

15

83

10

56

5

Есаян Диана

14

78

12

67

6

Иванова Виктория

17

94

13

72

7

Лукьяненко Юлия

-

-

17

94

8

Меркер Галина

18

100

17

94

9

Муйдинов Ильяс

15

83

13

72

10

Нечаева Лилия

17

94

15

83

11

Никишов Юрий

10

56

14

78

12

Петриченко Владислав

9

50

9

50

13

Прокофьева Анна

14

78

10

56

14

Рогова Анастасия

8

44

9

50

15

Сазанов Антон

12

67

14

78

16

Симонова Виктория

10

56

10

56

17

Соколов Никита

18

100

13

72

18

Сугян Ольга

10

56

7

39

19

Сувернева Дарья

13

72

13

72

20

Статнова Екатерина

16

89

14

78

21

Тетерина Анастасия

14

78

7

39

22

Танишев Юрий

15

83

17

94

Средний балл:

13,2

73%

12

66,3%

2.3. Достижения обучающихся в олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференций.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе. Этому способствует проведение предметных олимпиад. Учащиеся Левахиной Наталии Валентиновны принимают активное участие в декадах по предметам, в олимпиадах по русскому языку, математике, окружающему миру.

Ежегодно ученики Наталии Валентиновны принимают активное участие Международной игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», в Международном конкурсе – игре «Кенгуру», Всероссийский конкурс «Человек и природа», занимают призовые места.

2.4. Организация педагогом внеурочной социально-значимой деятельности.

Организация кружков, секций общекультурной, общеинтеллектуальной, социально-нравственной направленности.

В школе сложилась определенная система работы: это создание авторских учебных программ, работа факультативов, кружков.

В 2009 - 2010 учебном году Левахиной Наталией Валентиновной была разработана программа Программа дополнительного образования объединения «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ».

Данная образовательная программа реализует следующие направления в учебно-воспитательной деятельности:


  1. научно-познавательное;

  2. общественно-полезное;

  3. эстетическое.
В основе программы лежит развивающая и познавательная деятельность учащихся. Она направлена на развитие интереса к познанию, творческой инициативы учащихся.

Предполагает формирование дополнительных знаний и умений по предметам начального образования.

Программа дает возможность каждому воспитаннику проявить и реализовать свои творческие способности, открыть для себя тайны природы, тайны традиций народов мира, увлекательный мир математики, изучить социум школьной жизни.

В 2010 – 2011 учебном году была разработана программа Программа дополнительного образования объединения «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ (Поговорим о здоровье)»

Целью программы является:

Формирование у учащихся здорового образа жизни.

Формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Создание оптимальных условий для повышения интеллектуального уровня, обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности школьника.

В 2011 – 2012 учебном году в рамках реализации ФГОС НОО учителем ведется внеурочная деятельность по трем направлениям:


    1. Проектная деятельность
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1 класса, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.

    1. Научно - познавательная деятельность.
«Если хочешь быть здоров – правильно питайся»

Предполагает формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания;

закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них, воспитание чувства ответственности за своё здоровье, формированию познавательного интереса к окружающему миру.


    1. Общественно – полезная деятельность
Предусматривает приобрести общественно – организаторские умения, почувствовать ответственность не только за свою, но и за общую работу; создание привлекательного пришкольного участка; реализация общественно – значимых инициатив, воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива, развивать организационные и коммуникативные компетенции.
Наталия Валентиновна считает, что одним из интенсивных методов включения юных школьников в общественную жизнь является социальное проектирование, которое стимулирует активную гражданскую подготовку учащихся, что позволяет каждому школьнику реально познакомиться с функционированием различных уровней средств массовой информации, социологических служб, а также проявить себя в сфере культурной и общественной деятельности. Используя педагогическое сотрудничество, методику коллективных общих дел, применение новых игровых технологий учитель создает необходимые условия для сплочения коллектива, прививает общечеловеческие ценности, приобщая детей к родной культуре, искусству.

Ежегодно учащиеся Левахиной Н.В. принимают участие в социально-значимых проектах, акциях:


      1. «Дети – детям» (участие в благотворительных концертах, сбор игрушек, вещей, школьных принадлежностей для детей из малообеспеченных семей)

      2. «Желудь – 2010» (оказание помощи лесхозу в сборе семенного материала)

      3. «Очистим планету от мусора» (уборка территории около школы)

      4. «Победная миля» (участие в спортивных соревнованиях, посвященных Дню Победы)

Аналитическая справка.

3. Стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ.

3.1. Доля обучающихся 4-х классов, подтвердивших годовые отметки за курс начальной школы по итогам мониторинговых исследований в начальной школе.

26.04.2010 года прошел региональный мониторинг учебных достижений учащихся 4-х классов. Высокое качество знаний показали учащиеся 4А класса (учитель Левахина Н.В.), успеваемость 100%, качество знаний по литературному чтению – 100%, русскому языку – 67,7%, математике – 80%, окружающему миру – 100%.

Процент учащихся, подтвердивших оценки за курс начальной

школы – 70%.




Фамилия, имя учащихся

Годовая оценка по предметам

Оценка по итогам мониторинговых исследований

Рус.яз

Лит.чт.

Матем.

Окр.мир

Рус.яз

Лит.чт.

Матем.

Окр.мир

1

Горбунов Валерий

3

4

2

Горбунов Сергей

3

3

3

Грачев Кирилл

3

3

4

Епифанова Мария

3

3

5

Есаян Диана

4

4

6

Иванова Виктория

4

5

7

Лукьяненко Юлия

5

5

8

Меркер Галина

5

5

9

Муйдинов Ильяс

4

5

10

Нечаева Лилия

5

5

11

Никишов Юрий

5

5

12

Петриченко Владислав

4

4

13

Прокофьева Анна

5

5

14

Рогова Анастасия

3

4

15

Сазанов Антон

4

4

16

Симонова Виктория

4

4

17

Соколов Никита

5

5

18

Сугян Ольга

4

4

19

Сувернева Дарья

4

5

20

Статнова Екатерина

5

5

Процент учащихся,

подтвердивших оценки нач. школы



70%

3.2. Доля обучающихся 5-х классов, подтвердивших годовые оценки начальной школы.

Качественная подготовка учащихся позволила им успешно окончить начальную школу и поступить в 5 класс средней школы. При переходе в 5 класс выпускники Наталии Валентиновны подтверждают полученные знания на следующих ступенях развития и показывают высокий результат.

В данной таблице представлены результаты учащихся 4 «б» класса(2006-2007 уч.год) по итогам года и учащихся 5 «б» класса (2007 - 2008 уч.год) по итогам года, подтвердившие оценки начальной школы.




Фамилия имя учащихся

Русский язык

Математика

Литература

Окруж. мир

4кл.

5кл.

4кл.

5 кл.

4кл.

5 кл.

4 кл.

5 кл.

1.

Васильева Т.

4

4

4

5

4

4

4

4

2.

Груздева Х.

5

4

5

4

5

5

4

4

3.

Джлавян Э.

4

4

5

4

5

5

5

4

4.

Кузьмина Ан.

4

4

4

4

5

5

4

4

5.

Кутумов С..

3

3

3

3

4

3

3

3

6.

Лукьяненко С.

4

3

4

3

4

4

4

4

7.

Лукьяненко М.

4

4

5

4

5

5

5

5

8.

Машина Ан.

5

4

5

5

5

5

5

5

9.

Месропян Л.

5

5

5

5

5

5

5

5

10.

Мурадян А.

4

3

4

3

4

4

4

4

11.

Наталюшкин А.

4

4

4

4

5

5

5

5

12.

Скозобов Р.

4

4

4

4

5

5

5

4

13.

Стенькин Ив.

5

5

5

5

5

5

5

5

14.

Шахпарян Т.

4

5

5

5

5

5

5

5

15.

Шишкина Н.

3

3

3

3

4

3

3

3

16.

Юрлова Ал.

5

5

5

5

5

5

5

5

Процент учащихся,

подтвердивших оценки нач. школы.



69%

63%

88%

88%

Аналитическая справка.

4. Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.

4.1. Непрерывность профессионального образования, сведения о повышения квалификации (за 3-5 лет предшествующих аттестации ).

Учитель систематически повышает свой профессиональный уровень:

С 14.09 по 24.09.2010г. прошла обучение в ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по дополнительной профессиональной образовательной программе «Инновационные педагогические технологии в современном образовании» в объеме 72 часов (регистрационный номер удостоверения 104);

С 10.05 по 23.05 2011 года прошла обучение в ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по дополнительной профессиональной программе «Теория и методика начального образования в условиях реализации ФГОС НОО» в объеме 96 часов (регистрационный номер удостоверения 2819).

В 2005 году Наталия Валентиновна прошла дополнительную профессиональную подготовку по программе Intel «Обучение для будущего», регистрационный номер свидетельства СТ № 05-10166 от 21 октября 2005 года.

Повышение квалификации в межкурсовой период через различные формы (семинары, круглые столы, мастер-классы и др.)


Дата проведения

Место проведения семинара

Тема семинара

Уровень

29.01.2010

Г. Саратов

ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»



Всероссийский фестиваль «Учительница первая моя» (встреча с издателями учебников)

Региональный

15.03.2010

Г. Саратов

ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»



Методический семинар «Современные подходы к оцениванию учебный и внеучебных достижений младших школьников»

Региональный

25.11.2010

Г. Саратов

ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»



Семинар «Лаборатория инновационно – методических идей»

Региональный

24.01.2011

Г. Саратов

ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»



Научно-методический семинар «Деятельность тьютера в современном образовательном учреждении»

Региональный

4.2. Результативность участия педагога в конкурсных мероприятиях, программах, грантах, инновационных проектах, имеющих профессиональное значение.

Левахина Наталия Валентиновна активно принимает участие в различных педагогических конкурсах, так как считает, что мастерство учителя достигается благодаря грамотно организованной работе над развитием своего творческого потенциала.



Дата проведения

Место проведения

Тема

Уровень

2010 г.

Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего»

Внеклассная работа по предметам.

Федеральный

2011 г.

МОУ – СОШ с. Балтай РМО учителей начальных классов.

Урок математики в 4 «а» классе по теме «Деление на трехзначное число»



Муниципальный

2011 г.

Министерство образования саратовской области.

ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»



Областной конкурс лучших классных руководителей

Региональный

4.3. Участие в исследовательской и опытно-экспериментальной. деятельности.

1 сентября 2008 года на базе школ района были открыты экспериментальные площадки по реализации здоровье сберегающих программ (приказ от 1 сентября 2008 года по отделу образования Балтайскоко района). Левахина Н.В. стала участником реализации данных программ.

В целях развития опытно-экспериментальной деятельности общеобразовательного учреждения в рамках проекта Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на базе МОУ – СОШ с. Балтай была организована опытно- экспериментальная площадка по проблеме воспитания «Развитие личности ребенка» . Эксперимент проводился в 4 «а» классе, где классным руководителем являлась Левахина Н.В. (приказ № 133/1 от 1 сентября 2010 года)
4.4. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Опытом своей работы Левахина Н.В. делится на заседаниях педсоветов, школьных и городских методических объединениях учителей начальных классов. Ежегодно проводит открытые уроки, мастер-классы, принимает участие в муниципальных и региональных семинарах.

Муниципальный уровень


        1. Выступление на РМО учителей начальных классов 24.02.2010 г. По теме «Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования» (протокол РМО №3 от 24.02.2010г.)

        2. Выступление на РМО учителей начальных классов 27. 08. 2010 г. по теме «Современные подходы к оцениванию учебных и внеучебных достижений младших школьников» (протокол РМО №1 от 27.08.2010г.)

        3. Открытый урок по теме «Деление на трехзначное число» (протокол РМО №4 от 07.04.2011г.)

        4. Выступление на РМО учителей начальных классов по теме «Обсуждение проекта Закона об образовании» (протокол РМО №1 то 30.08.2011г.)
Региональный уровень

1. Проведение мастер – класса на областном семинаре «Формирование воспитательной системы образовательного учреждения». Сентябрь 2010 года.

Федеральный уровень

1. Участие в Международном заочном форуме «Образовательный потенциал ХХI века». Декабрь 2010 года

Публикации профессиональной направленности


    1. На сайте МОУ – СОШ с. Балтай Балтайского района Саратовской области размещена разработка внеклассного мероприятия.
Адрес сайта: http:// baltayschool.ucoz.ru

    1. На сайте « Про Школу ру - бесплатный школьный портал »
размещены разработки уроков, внеклассных мероприятий, презентации, методические материалы.

Адрес сайта: proshkolu .ru


    1. На сайте Социальная сеть работников образования "Наша сеть "
размещены разработки внеклассных мероприятий, методические материалы к родительскому собранию.

Адрес сайта: nsportal.ru


4.5. Профессиональная экспертная деятельность.

С 2008 по 2010 год Левахина Н.В. входила в состав экспертных групп по проверке портфолио учителей, проходивших аттестацию на 1 категорию.

С 2008 года Наталия Валентиновна является руководителем районного методического объединения учителей начальных классов.
Директор МОУ – средней общеобразовательной школы с. Балтай

1.1. Позитивная динамика уровня обученности обучающихся за последние три года.

В течение последних трёх лет общая успеваемость обучающихся по русскому языку и литературе остаётся неизменной и соответствует 100%-ному показателю (Приложение 1 , приложение 2).

Главный результат работы:

  • рост самостоятельности у тех обучающихся, которые были пассивны;
  • повышение интереса к предмету;
  • наблюдается позитивная динамика учебных достижений по годам.

100%-ный уровень обученности показали выпускники, сдававшие экзамены по литературе в традиционной форме за 2004-2005 учебный год (Приложение 3).

1.2. Позитивная динамика «качества знаний» обучающихся за последние три года

С 2004–2005 учебного года наблюдается рост качества знаний отдельных обучающихся по итогам учебного года по русскому языку. Выросло число учащихся, имеющих оценку «хорошо» и «отлично» . (Приложение 4).

С 2004–2005 учебного года наблюдается тенденция роста качества знаний по итогам учебного года по русскому языку и литературе на 10% (Приложение 5).

Результаты контрольных срезов по русскому языку в 5А классе , проведённые администрацией школы (Приложение 6).

  • 1 четверть «Словосочетание»
  • 2 четверть «Буквы З и С на конце приставок»
  • 3 четверть «Буквы Е-И в корнях с чередованием»
  • 4 четверть «Буквы О-А в корнях –РОС-, -РАСТ-, -РАЩ-

Оптимальный уровень обученности показывает, что качество знаний колеблется от 59,9% до 63,5%.

Положительную динамику качества знаний по литературе (20%) характеризуют следующие данные за 2004-2005 учебный год (Приложение 7).

Положительные результаты итоговой аттестации показывают высокий уровень сформированности у выпускников жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования:

  • извлекать информацию при аудировании и чтении, адекватно понимать и интерпретировать текст, аргументируя собственную точку зрение;
  • интерпретировать в письменной форме информацию, извлечённую из прочитанного текста, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, стилем и функционально – смысловом типом речи;
  • соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические) (Приложение 8).

Эти ребята оказались конкурентоспособными, подтвердили свои знания, полученные в школе, учатся в престижных вузах.

Особой гордостью являются Максутова Анастасия и Апхаликова Вера, поступившие на филологический факультет.

1.3. Увеличение количества обучающихся (в процентах), принимающих участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней.

Растёт количество обучающихся, участвующих в олимпиадах и добивающихся высоких результатов.

Принимали участие в олимпиадах по русскому языку и литературе:

  • на школьном уровне (в процентах от общего числа обучающихся) (Приложение 9). Динамика роста числа участников составила по русскому языку и литературе 11%
  • на муниципальном уровне число участников возросло в два раза (Приложение 10).
  • на областном уровне: 2006-2007 - 1чел. (Павлова Н., 8кл.)

1.4.Увеличение количества и повышение качества творческих работ обучающихся по русскому языку и литературе (проектов, исследований).

Учебно-исследовательская деятельность – это процесс совместной деятельности обучающегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, систематизации новых знаний.

Моя цель: создание условий для развития творчества обучающихся, самоопределения и самореализации.

Для реализации поставленной цели решаю следующие задачи:

  • сформировать интерес к познанию мира;
  • развивать умения и навыки, необходимые для проведения учебно-исследовательской деятельности; способности к самостоятельному творческому мышлению; умения использовать полученные знания на практике.

Число желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью растёт год от года (Приложение 11).

Тема каждого исследования актуальна. Обучающиеся стараются качественно анализировать состояние проблемы, учатся использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы. Изучают специальный и научный аппарат по данной теме. Также обосновывают собственные выводы и грамотно отвечают на вопросы в процессе защиты результатов исследования. Рефераты, исследовательские работы, доклады, презентации, стендовые отчётырекомендованы к представлению на Всероссийской научно-практической конференции, защите на экзамене.

Творческие работы обучающихся, в том числе созданные в форме мультимедийных презентаций, качественно оформлены и являются частью учебно-методического комплекса кабинета русского языка, служат в качестве раздаточного материала на уроках, продуктивно используются мною в целях воспитания и развития личности обучающихся на уроках и во внеклассной работе.

1.5. Рост мотивации к изучению предмета (увеличение процента обучающихся в классе, испытывающих интерес к изучению данного предмета).

С обучающимися психологом школы проводились следующие методики анкетного опроса: «Учитель и ученик», «Мои учебные результаты», «Самоанализ включенности, интереса и эмоционального благополучия на уроках», «Мои жизненные и профессиональные ценности».

Задача: определить мотивацию учения у детей, выяснить, есть ли у них интерес к обучению, а также с целью профориентации и выбора будущей профессии.

Интерпретация полученных ответов показала , что обучающиеся данных классов:

  • целенаправленно готовятся к сдаче промежуточной и итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ ;
  • с интересом слушают учителя;
  • охотно занимаются исследовательской деятельностью;
  • ставят проблемные вопросы и самостоятельно находят на них ответы, пользуясь справочными пособиями и источниками информации;
  • готовятся поступать в вузы – 92%.

Также за последние три года наблюдается позитивная динамика роста уровня мотивации к изучению русского языка и литературы. (Приложение 12)

Тестирование «Характер взаимодействия учителя и учащихся на уроках русского языка и литературы» показало:

  • учитель относится с уважением ко всем ученикам, учитывает реальные учебные возможности, образовательные потребности;
  • 89% учеников удовлетворяют знания, приобретённые на уроке;
  • 11% - частично.

Учитель стремится к тому, чтобы её школьники как можно глубже и прочнее усвоили русский язык, научились пользоваться русским словом, поняли и почувствовали его точность, меткость, выразительность. Всё, что происходит на уроке, вызывает у детей искренний интерес, развивает творческие способности.

Коллеги считают :

  • «Ребята вместе с Мариной Юрьевной отправляются в сказки, совершают незабываемые экскурсии в прошлое и увлекательные путешествия в будущее; меряются силами в турнирах и брейн – рингах, проводят аукционы знаний. Привитию интереса к урокам русского языка и литературы способствуют и другие нетрадиционные формы уроков: урок – конференция, урок – диспут, урок мудрости, урок – откровение, урок – презентация, урок – панорама, урок – суд, урок – соревнование, урок – деловая игра, уроки в форме различных телепередач.»Учитель русского языка и литературы: Путинцева Е.А.
  • «Для Марины Юрьевны каждый обучающийся – личность , поэтому она стремится создать на уроке ситуацию успеха . Успех, считает словесник, рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к труду; ситуация успеха становится фактором развития личности ребёнка, ведь её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности. Атмосфера доброжелательности, внимание, интерес к каждому школьнику на уроке, приветливость, реальная помощь в продвижении к успеху, поддержка в процессе выполнения работы, создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества способствует высокой мотивации деятельности обучающихся ». Учитель русского языка и литературы: Байбурина Л.Ф.

2. Позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам.

2.1. Ведение кружков, секций, факультативов в последние три года.

Повышение общей языковой культуры, углубление и расширение знаний, получаемых на уроках, развитие творческих способностей обучающихся, выявление одарённых детей – вот далеко не полный перечень задач, которые я решаю во внеурочной деятельности. Для оптимального решения веду большую внеклассную работу. (Приложение 13)

2.2. Результаты внеурочной деятельности (творческие работы учащихся, участие в конференциях, конкурсах, концертах) за последние три года. (Приложение 14 , приложение 15 , приложение 16)

Совместный труд с обучающимися не замедлил принести положительные результаты.

3. Позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя.

Мои родные сердца

«… зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь».
А. де Сент-Экзюпери

Ежедневно я погружаюсь в прекрасный мир детства, раскрываю тайны человеческих сердец , учусь быть добрее и мудрее.

Пять заповедей: любить, понимать, принимать, сострадать и помогать в моей воспитательной работе обеспечивают свободу выбора в принятии решений, создают климат взаимного доверия, доброты и гармонии и самое главное – принимают ребёнка таким, какой он есть.

Мои ученики – мои соратники, мы поровну разделили ответственность в процессе воспитания. Мне не нужно громогласно доказывать свою правоту, идти на хитрости, добиваться понимания, авторитета, так как главное в наших отношениях – взаимоуважение .

Считаю, от меня зависит, придёт ли к каждому ребёнку успех в учении. Я не имею права сомневаться в достижении положительного результата. Безграничная вера в ребёнка помогает мне справиться с проблемами. Для ребёнка важно всегда чувствовать успех.

Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, учить трудиться, найти себя для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы с учениками в меру своих сил и способностей.

Воспитывать не просто, да и человеком быть не просто, и жить тоже не просто. Но пусть всегда будут школа, 1 сентября, звонок. «Чего вы ждёте от меня, мои родные сердца?» На этот вопрос я буду отвечать всю свою жизнь!

3.1 Благоприятный психологический климат в классе (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности).

3.2. Постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями обучающихся.

3.3. Отсутствие правонарушений у обучающихся (или положительная динамика по этому показателю).

3.4. Развитие самоуправления в классе.

3.5. Активное участие обучающихся в жизни образовательного учреждения.

В 2006-2007 г. внимательно изучила данные вопросы.

Разработала программу развития классного коллектива «Вечные ценности» (Приложение 17).

Программа «Вечные ценности» на областном уровне вышла в финал и при защите в очной форме получила положительную оценку (Презентация).

3.6. Участие обучающихся в решении проблем местного социума.

Приняла участие в конкурсе общественно полезных инициатив школьников «100 классных проектов» (Приложение 18).

4. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

4.1. Использование ИКТ в процессе обучения предмету.

Использование на уроках информационно-коммуникативных технологий обеспечивает личностное развитие обучающихся за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижает нагрузку, позволяет более эффективно использовать учебное время. Я владею навыками работы на персональном компьютере, что позволяет:

  • качественно готовиться к урокам;
  • своевременно обновлять раздаточный дидактический материал;
  • расширять использование наглядности;
  • самостоятельно подготавливать слайд - фильмы к лекциям;
  • использовать в работе учебные электронные пособия, в частности, «Тесты по пунктуации», «Тесты по орфографии», учебно-методическое пособие по Мировой художественной культуре, электронное средство учебного назначения «История искусства», художественные энциклопедии, учебные фильмы.

Под моим руководством ребята готовят творческие работы с использованием информационных технологий, презентации к докладам, рефератам, исследовательским работам, выпускают школьный журнал «17 мгновений».

Наряду с традиционными методами контроля, я запланировала тестовый контроль в компьютерном варианте практически по всем темам.

4.2. Использование проектных, исследовательских и др. развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе.

Использую элементы технологий. (Приложение 19)

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества.

Успешно использую альтернативную технологию обучения детей с признаками одарённости (Матюшкин А.М.).

Руководствуюсь следующими принципами:

  • принцип развивающего и воспитывающего обучения;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип учёта возрастных возможностей.

Цели:

  • формирование знаний, умений и навыков в области «филология»;
  • создание условий для познавательного и личностного развития обучающихся с учётом дарования.

В обучении одарённых применяю четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ:

  • ускорение,
  • углубление;
  • обогащение;
  • проблематизация.

Считаю ведущими и основными методами творческого характера:

  • проблемные;
  • поисковые;
  • эвристические;
  • исследовательские;
  • проектные

4.3. Разработка и использование общественно признанной авторской методики, в т.ч. новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материалов.

Творчески адаптировав альтернативные программы по риторике (Кохтева Н.А., Ладыженской Т.Л., Львовой М. Р.), составила рабочие программы для обучения риторике обучающихся общеобразовательной школы 5-9 классов . В настоящий момент апробированы в 5-7 классах. Опыт обобщён на школьном и городском МО.

Ставя цели и задачи курса «Риторика», определяю разноуровневый подход – формирование навыков красноречия (программа-максимум) и развитие навыков публичных выступлений, умение вести спор, дискуссию, развитие творческих способностей, формирование нравственных качеств личности растущего человека (базовый уровень).

В программе определены основные формы, методы, приёмы обучения риторике: упражнения для отработки техники речи, решение коммуникативно-ситуативных задач, анализ и коррекция текстов как устных, так и письменных, доклады, выступления обучающихся.

4.4. Результативность использования современных образовательных технологий.

Использование вышеперечисленных технологий даёт положительные результаты. На протяжении последних трёх лет наблюдаются достаточно стабильные уровни успеваемости – 100% и качества знаний – не менее 35%. Обучающиеся проявляют интерес к предмету во внеурочной деятельности (кружок «Основы журналистики»), занимаются творческой деятельностью (проектно-исследовательская), постоянно участвуют в олимпиадах.

5. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы).

Постоянно обобщаю собственный педагогический опыт. Являюсь руководителем школьного МО учителей русского языка и литературы, консультирую по теоретическим вопросам, членом городской комиссии по ЕГЭ, членом городских олимпиад, выступаю учителем-методистом практикантов педагогического колледжа, института. Провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия.

На школьном уровне: (Приложение 20) 2004-2007 - семинары – практикумы по преемственности, в рамках школьных педагогических советов

На муниципальном уровне:

  • 2004-2005 уч.г. – методика ноосферного обучения
  • 2006-2007 уч.г. – семинар - практикум «Развитие ключевых компетенций на уроках русского языка»

На областном уровне:

  • 2006-2007 уч.г. – семинар-практикум «Развитие ключевых компетенций на уроках русского языка»
  • 29.11.2007 уч.г. - альтернативная технология обучения детей с признаками одарённости (Матюшкин А.М.);
  • декабрь 2007 уч.г.- консультация для зам. дир. по воспитательной работе в рамках конкурса «Самый классный классный».

6. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.

На городском уровне: 2007 – конкурс «Лучшие учителя города» (5 место)

На областном уровне: 2006 – 2007 - конкурс «Самый классный классный».

На всероссийском уровне:

  • 2006 – 2007 – Всероссийский фестиваль «Открытый урок»
  • 2007 – 2008 - Всероссийский фестиваль «Открытый урок»

Номинация «Классное руководство»

7. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

  • 2001 – Томский областной институт усовершенствования учителей по теме «Культурологический подход при изучении русской литературы в школе»
  • 2005 – Кузбасский региональный институт «Информационные технологии в образовании»
  • 2005 - РАЕН (г.Москва) «Теория и практика ноосферного образования в свете законов мира. Биоадекватные технологии и здоровьесбережение».
  • 2005 – Курсы ПК
  • 2006 – Кузбасский региональный институт «Теория и практика гуманитарного образования»
  • 2007 – Агентство выставочного консалтинга. Семинар – тренинг «Эффективный стендист».

Приложения 16–18, 20 и презентацию вы можете получить у автора статьи.

Справка об использовании современных образовательных технологий

учителем начальных классов Сазоновой А.А.

Цель проверки: выявить целесообразность и эффективность использования учителем современных образовательных технологий.

Вид контроля : персональный.

Сроки проверки : март- ноябрь 2013 г.

Форма контроля : посещение уроков, внеклассных мероприятий, собеседование с учителем.

В настоящее время одна из приоритетных целей образования - создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности, для самореализации ребенка в дальнейшей жизни.

Учитель Сазонова А.А., решая задачу оптимизации учебного процесса, задачу повышения качества знаний учащихся, использует в своей работе современные образовательных технологии и их элементы:

  1. Здоровьесберегающие технологии .

На уроках и во внеурочной деятельности используются различные виды оздоровительных мероприятий: ежедневная гимнастика до учебных занятий, физминутки различного типа (упражнения для кистей рук, упражнения для снятия общего или локального утомления, коррегирующая гимнастика для глаз, гимнастика для улучшения слуха, упражнения, корректирующие осанку, дыхательная гимнастика, «мозговая гимнастика) на уроках, подвижные перемены, участие в спортивных соревнованиях(ежемесячно), дни здоровья на природе (1 раз в четверть). В системе учитель проводит и разнообразные уроки здоровья, на которых ученики не только знакомятся с правилами личной гигиены, с правильной организацией режима дня, но и приобретают практические навыки, способствующие укреплению здоровья.

В своей работе учитель учитывает индивидуальные физиологические особенности учащихся. В кабинете педагогом соблюдаются гигиенические условия (чистота, температурный режим, рациональность освещения класса).

Одно из составляющих здоровьесберегающих технологий-

игровые приемы. Использование игровых приемов позволяет учителю Сазоновой А.А. успешно формировать мотивацию учащихся к учебной деятельности, создавать ситуацию успеха для каждого ученика. Учителем накоплен большой материал по использованию игровых приемов, заданий, упражнений на различных уроках.

  1. Информационно-коммуникативные технологии

Использование ИКТ в работе позволяет Сазоновой А.А. решать комплекс задач:

  • сделать процесс обучения более мобильным, увлекательным, что способствует положительной мотивации усвоения знаний,
  • сделать учебный материал наглядным и удобным для восприятия,
  • создать положительный эмоциональный настрой, благоприятный психологический климат, разнообразить учебную деятельность, оптимизировать учебную нагрузку, что позволяет говорить о здоровьесберегающем аспекте использования ИТ педагогом,
  • решать проблему формирования познавательного интереса.

Использование ИКТ в научно- исследовательской деятельности учащихся Павловой Л.В. осуществляется в двух направлениях:

  • ИКТ как источник информации

(ученики Сазоновой А.А. приобретают навыки работы с различным объемом информации, навыки самостоятельной работы с учебным материалом, различными источниками информации (в т.ч. Интернета).

  • Создание медиапрезентаций для сопровождения своих выступлений.

Использование в работе данной технологии позволяет формировать исследовательские умения, приобретать и накапливать личный опыт исследовательской работы, формировать у учащихся устойчивую познавательную потребность. Ученики Сазоновой А.А. являются активными участниками школьной НТК «Первые шаги в науку», призерами районного и городского тура научно- творческой конференции.

Своим опытом по использовании технологий ИКТ в работе Сазонова А.А. поделилась на районном семинаре учителей начальных классов « Использование медиасредств в учебном процессе», где она выступила с докладом.

  1. Технология организации проектной деятельности.

Главной целью современного образования является развитие ребенка как компетентной личности. Обучение - это не только процесс овладения определенной суммой знаний и системой соответствующих умений, но и процесс овладения компетенциями.

Одним из условий в организации коммуникативной деятельности (как способа формирования коммуникативной компетенции) является технология организации проектной деятельности.

Данная технология дает возможность учащимся сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем. Так, учащимися класса Сазоновой А.А. были подготовлены проекты « Игрушки планеты», «Великие сказочники мира»,

«Народные ремесла» и др.

На областном семинаре « Диалог культур в образовательном пространстве: дидактические возможности и педагогические перспективы» Сазонова А.А. показала итоговый этап проектной деятельности учащихся: защиту учащимися 4 класса проекта «Великие сказочники мира»

Метод проектов позволяет формировать и развивать интеллектуальные умения, организовывать совместную и индивидуальную работу учащихся над различными проблемами.

3.Технологии развивающего обучения .

В своей работе Сазонова А.А. использует образовательную технологию «ИнтеллекТ», психологической основой которой является личностно-деятельностный подход к обучению, созданную научно-методической лабораторией «ИнтеллекТ» Ломоносовской школы (научный руководитель доктор пед.наук М.А.Зиганов). Психологической основой технологии является личностно-деятельностный подход к обучению. Использование данной технологии позволяет активизировать мышление для повышения качества усвоения изучаемого материала, развивать внимание и память учащихся, повышать умственную работоспособность, формировать интерес к умственной деятельности. Учитель ведет диагностическую карту, указывающую динамику роста уровня развитости всех интеллектуальных составляющих учащегося, необходимых в предметной области. По этой карте учитель судит об успешности интеллектуального развития ребенка по конкретной учебной дисциплине и планирует индивидуально- ориентированное обучение.

Предметный и учебный материал Сазонова А.А. структурирует таким образом, что предметные умения формируются в единстве с интеллектуальными. (Развитие мыслительных операций сравнения, анализа, обобщения и т.д. происходит в процессе обучения математическому или языковому содержанию).

  1. Технология уровневой дифференциации.

На всех этапах уроков учителя Сазонова А.А. прослеживается учет разного уровня подготовки учащихся, различный темп деятельности, различный уровень развития интеллектуальных способностей. Дифференцированный подход проявляется как при объяснении нового материала, так и при контроле знаний. На уроках наблюдается рефлексия каждого ученика, уровневая дифференциация домашнего задания. Использование данной технологии дают хороший результат освоения базовых знаний всеми учащимися и возможность реализовать свои способности на продвинутом уровне.

Выводы: Учитель начальных классов Сазонова А.А. творчески использует традиционные и современные технологии и их элементы, что позволяет решить проблемы повышения качества обучения, снижения учебной нагрузки, развития интеллектуальных способностей ученика, повышению мотивации учащихся.

Зам. директора по УВР Л.Я.Туркина

Аналитическая справка

Оноприенко Наталья Анатольевна в образовательном процессе руководствуется идеями развивающего и личностно-ориентированного подхода. Одна из приоритетных задач её деятельности – создание условий для выявления у воспитанников мотивов к развитию познавательной активности. Педагог использует здоровьесберегающие технологии, технологии проблемного обучения, игровые технологии, технологии проектной деятельности, личностно-ориентированные и информационно-коммуникативные технологии.

Наименование технологий

Уровень использования

Здоровьесберегающие технологии.

Технологии проблемного обучения.

Игровые технологии.

В течение всего дня.

Технологии проектной деятельности.

В повседневной деятельности, в течение дня.

Личностно-ориентированные технологии.

В повседневной деятельности, в течение дня.

Информационно-коммуникативные технологии.

В образовательной деятельности.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре, использование развивающих форм оздоровительной работы. Наталья Анатольевна применяет в работе следующие здоровьесберегающие педагогические технологии:

~ динамические паузы;

~ подвижные и спортивные игры;

~ релаксация;

~ технологии эстетической направленности;

~ пальчиковая гимнастика;

~ гимнастика для глаз;

~ дыхательная гимнастика;

~ бодрящая гимнастика;

~ физкультурное занятие.

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.

Игровые технологии воспитатель использует в непосредственно-образовательной и повседневной совместной и самостоятельной деятельности. Игра - это прием организации деятельности детей в образовательной деятельности или набор приемов выстроенных в логике, как изучения заданного программного материала, так и организации заинтересованной познавательной деятельности дошкольников.

Игры или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием. Они помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.

Технологии проектной деятельности ориентированы на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель-ребёнок, дети-родители, воспитатель-родители. Эти технологии разнообразны: могут являться развлечением, перерасти в обучение, в творчество. Также одно из достоинств технологий проектирования в том, что каждому ребёнку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, альбом, концерт и т.д. В ходе реализации проекта у детей развивается активность, ответственность, самостоятельность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Наталья Анатольевна проводила следующие проекты:

~ «Этот день Победы!» (краткосрочный);

~ «Безопасность на дороге» (краткосрочный);

~ «Здоровый малыш» (краткосрочный);

~ «В мире игрушек» (долгосрочный).

Личностно-ориентированная технология включает в себя гуманистическое направление содержания деятельности педагога и детей. Обеспечивает комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализует его природные потенциалы. Акцент делается на приоритет личностных отношений, индивидуальный подход к детям.

Самообразование педагога в 2012-2013 г.г. велось по теме «Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников».

Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) используются педагогом для повышения эффективности образовательного процесса.

Наталья Анатольевна использует вышеперечисленные технологии в соответствии с возрастными особенностями детей. В процессе внедрения данных технологий в педагогический процесс, педагогом было проведено диагностическое обследование в каждой возрастной группе. Проанализировав результаты педагогической диагностики за период с 2010 по 2013 год, можно отметить, что наблюдается динамика усвоения программного материала по всем разделам образовательных областей.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование в работе современных технологий и методик, способствует повышению уровня развития детей, помогает сделать материал более интересным для восприятия, разнообразить информацию, которая используется в работе с родителями.

Итоги диагностики результативности использования современных образовательных технологий и методик

Динамика результативности применения современных образовательных технологий и методик в образовательном процессе

На основании диагностики результативности применения современных технологий и методик были выявлены следующие результаты уровня развития детей:

2010-2011 учебный год.

Средняя группа.



Начало года:

высокий уровень развития – 46%;

средний уровень развития – 17%;

низкий уровень развития – 37%.

Конец года:

высокий уровень развития – 60%;

низкий уровень развития – 20%.



2011-2012 уч. год.

Подготовительная группа.



Начало года:

высокий уровень развития – 61%;

средний уровень развития – 22%;

низкий уровень развития – 17%.

Конец года:

высокий уровень развития – 69%;

средний уровень развития – 20%;

низкий уровень развития – 11%.

Продуктивное использование новых образовательных технологий и методик качественно изменяет характер и цели обучения, взаимоотношения между участниками процесса. Инновационные приемы способствуют активизации рефлексии и саморазвитию. Использование новых способствует повышению интенсивности процесса обучения. Он сопровождается постоянно усложняющимися действиями детей. Через них учащиеся усваивают дисциплину, совершенствуют индивидуальные качества. Такое обучение весьма продуктивное.

Использование новых образовательных технологий: обоснование выбора

В рамках национальной учебной программы преподаватель представлен как человек, творчески думающий. Он должен обладать современными приемами образования, методами средствами самостоятельного моделирования процесса в условиях практической деятельности. Немаловажное значение имеет и умение прогнозировать результаты. Продуктивное использование новых образовательных технологий с одной стороны показывают уровень подготовленности к профессиональной деятельности учителя. С другой - полученные результаты показывают, насколько учтены индивидуальные особенности детей, их приоритеты и интересы.

Специфика

Главный принцип, на котором базируется продуктивное использование новых образовательных технологий, - системность использования. Для раскрытия потенциала каждого ребенка педагог переносит акцент на активные формы процесса. В качестве них, в частности, выступает сотрудничество, взаимодействие преподавателя и детей. Продуктивное использование новых образовательных технологий у воспитателя и педагога предполагает формирование определенных этапов:


Интерактивная доска

Продуктивное использование новых и старших классах имеет тесную связь с уровнем оснащенности учебного заведения. Применение современных средств преподнесения информации невозможно при отсутствии соответствующего оборудования. К примеру, электронная доска позволяет внедрять интерактивные элементы обучения не только непосредственно на уроках, но и на конференциях, в рамках внеклассной деятельности. С помощью этого инструмента преподаватель и сами дети могут демонстрировать различные ученические продукты. Сведения, появляющиеся на поверхности доски, могут транслироваться на экраны, установленные в кабинетах. Передача данных при этом может осуществляться в режиме онлайн.

Создание исследовательской компетенции

Продуктивное использование новых образовательных технологий позволяет сформировать одну из ключевых способностей ребенка. Она выражается в наличии у него взаимосвязанных умений, знаний, навыков, которые требуются для эффективной деятельности в области обучения (самостоятельного в том числе), саморазвития. Технологии, направленные на формирование исследовательской компетенции, используются при выполнении практических и лабораторных работ по точным наукам (астрономии, физике), подготовке к районным, всероссийским научно-практическим конференциям.

Оценка качества педагогического процесса и достижений детей

Уровень знаний, навыков и умений обучающихся показывает итоговая аттестация. Продуктивное использование новых образовательных технологий направлено на формирование критериев самооценки творческого, познавательного труда ребенка. Создание портфолио является одним из современных приемов оценивания и учета достижений детей. Это, в свою очередь, позволяет повысить уровень подготовленности к итоговым экзаменам по предметам, усовершенствовать навыки и знания, сделать акцент на наиболее приоритетные направления индивидуального развития. В этом воплощается качественно новая культура обучения.

Преобразования в педагогической практике

Продуктивное использование новых образовательных технологий выражается в переосмыслении и изменении преподавателем имеющихся у него подходов к В настоящее время происходит качественное обновление содержания обучения. Это, в свою очередь, изменяет роль и задачи педагога. Сегодня основная цель учебного заведения состоит в том, чтобы научить детей образовываться на протяжении всей их последующей жизни.

Универсальные навыки и умения

Продуктивное использование новых образовательных технологий предполагает формирование у детей:


Индивидуально-ориентированные модели

Они способствуют целенаправленному развитию детей. Их внедрение сопровождается формированием у каждого ребенка умения управлять индивидуальным процессом обучения, преобразованием самостоятельной деятельности ученика в саморазвитие. Продуктивное использование новых образовательных технологий в школе выражается в переходе от внешнего (со стороны преподавателя) контроля и оценивания к индивидуальному внутреннему самоанализу ребенка. Это, в свою очередь, изменяет мотивацию детей. У них начинают формироваться потребность в получении знаний, стимулируется заинтересованность в изучении материала по дисциплинам. Продуктивное использование новых образовательных технологий в школе предполагает также предоставление детям определенной свободы выбора сроков, в которые должны быть получены и представлены те или иные запланированные результаты. У учащихся повышается ответственность за свои действия, организацию индивидуального плана обучения.

Портфолио

Это одна из наиболее продуктивных образовательных технологий. Она способствует совершенствованию ребенка в процессе обучения. Кроме этого, развивается и сам учитель, повышая свой профессионализм. Распространение знания и включение детей в самостоятельную работу начинается с разработанных модулей портфолио. Учебное оборудование подбирается так, чтобы ослабить зависимость детей от педагога. Они должны пробовать самостоятельно осваивать темы, включаться в исследовательскую деятельность. Усвоенная методика самостоятельного управления процессом образования, в качестве инструмента в которой выступает портфолио, продолжительно и положительно влияет на ребенка. Для реализации поставленных задач педагог должен быть готов использовать технические ресурсы, которыми располагает школа.

Деятельность обучающихся

Отработка структуры портфолио может осуществляться в групповых занятиях. Это позволяет включить детей в процесс самооценки и самоуправления в ходе изучения дисциплин, планирования своих достижений. У каждого ребенка, испытывающего затруднения, есть возможность получить разъяснения или консультацию не только учителя, но и одноклассников. Работа по самостоятельной оценке собственных достижений должна организовываться в строгом временном промежутке. Этот интервал дается детям для решений задач, анализа своих действий и результатов. Оценивание осуществляется по выработанным совместно критериям. Детям предоставляется свобода в выборе различных проектов для участия в олимпиадах, конференциях, индивидуализации своих программ обучения.

Задачи портфолио

Форматы технологии позволяют:


Возможности для учителя

Реализация модели портфолио позволяет преподавателю:

  1. Правильно расставить акценты на совершенствовании критического мышления и учебной способности, повысить мотивацию детей, расширить рамки педагогического процесса.
  2. Сформировать у обучающихся умение ставить цели, моделировать, организовывать индивидуальную работу.
  3. Развить способность детей самостоятельно контролировать процесс и оценивать собственный уровень знаний, определять динамику усвоения материала по предмету.

Преимущества для ребенка

Новые образовательные технологии в целом позволяют ученику:

  1. Сформировать умения самостоятельно обучаться на протяжении всей жизни, совершенствоваться в выбранной профессиональной деятельности.
  2. Повысить собственную мотивацию и ответственность за результаты работы, развить сознательное отношение к образованию.
  3. Усвоить не только определенный объем информации, но и развить созидательные и познавательные способности.
  4. Утвердиться в правильности выбранной области обучения.
  5. Стать конкурентоспособным на современном рынке труда.
  6. Выбрать соответствующие своим умениям направления профобучения и специализацию.
  7. Адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях.
  8. Развить ключевые личностные качества.

Аналитическая справка

Продуктивное использование новых образовательных технологий является одной из ключевых задач современного педагога. Внедряя те или иные подходы, приемы, преподаватель должен обеспечить:


Контроль деятельности самого преподавателя осуществляется методистом или директором ОУ. По результатам оценки составляется аналитическая справка. Продуктивное использование новых образовательных технологий может быть представлено дополнительно в диаграмме. Немаловажное значение в достижении поставленных целей имеет самоанализ преподавателя, его собственная оценка эффективности работы. На основе показателей результативности учитель осуществляет перспективное планирование. Используя образовательные технологии, педагог должен исходить из того, что каждый ученик в течение всего образовательного периода должен поработать по каждой методике. При этом необходимо учитывать:

  1. Возрастные особенности детей.
  2. Преемственность технологий и методик.
  3. Особенности групп в параллельных классах.
  4. Увеличение степени самостоятельности детей.

Преподаватель должен постоянно заниматься самообразованием. За основу каждому педагогу следует взять индивидуально-ориентированные образовательные технологии. Только так можно достичь цели методического совершенствования.

Читайте также: