Одним из результатов внешней политики российского государства. Одним из результатов внешней политики Российского государства во второй половине XVI века было

1

Единый государственный экзамен по истории России. XV – начало XVII века.

4) разделение Украины на Правобережную и Левобережную.


  1. Чем являлась Избранная рада?
1) военным советом боярского ополчения,

2) отрядом личной стражи Ивана Грозного,

3) сословно-представительным органом власти,

4) центральным правительством.


  1. В какие годы царствовал Лжедмитрий I?
1) 1603-1604, 2) 1605-1606,

3) 1607-1608, 4) 1608-1610.


  1. Каким портом Россия обладала в течение всего XVII века?
1) Азовом, 2) Архангельском,

3) Выборгом, 4) Мурманском.


  1. Какой приказ в XVII веке ведал определением дворян на службу?
1) Казенный приказ, 2) Посольский приказ,

3) Разрядный приказ, 4) Стрелецкий приказ.


  1. Что из названного было одной из главных причин городских восстаний XVII века?
1) введение подушной подати,

2) ухудшение положения городских низов из-за введения новых налогов,

3) преследование старообрядцев,

4) введение в городах цехов и гильдий.


  1. В итоге Ливонской войны Россия утратила:
1) земли на Балтийском побережье,

2) территории на побережье Каспийского моря,

3) Новгородские земли,

4) Смоленские земли.


  1. Понятие «Вечный мир» связано с отношениями России в XVII веке с
1) Польшей, 2) Турцией,

3) Швецией, 4) Англией.


  1. Что было одной из причин народных волнений в XVII веке?
1) окончательное закрепощение крестьян,

2) введение Юрьева дня,

3) введение рекрутской повинности,

4) введение подушной подати.


  1. Как называлась система мер, предпринятых Иваном Грозным в 1565-1572 годах для укрепления своей самодержавной власти?
1) местничество , 2) опричнина,

3) нестяжательство, 4) земщина.


  1. Одним из последствий принятия Судебника было:
1) введение сроков сыска и возращения беглых крестьян,

2) появление новых органов власти – приказов,

3) введение единого срока крестьянского перехода от одного землевладельца к другому,

4) введение денежного налога – подушной подати.


  1. Кого в период Смуты называли «тушинским вором»?
1) Лжедмитрия II, 2) Василия Шуйского,

3) Ивана Болотникова, 4) Ивана Заруцкого.


  1. Какие из названных имен связаны с событиями церковного раскола?
а) Филарет, б) Аввакум,

В) Никон, г) Иосиф Волоцкий,

Д) царь Алексей Михайлович, е) царь Федор Иванович.

    Итогом заключения «Вечного мира» с Польшей (1686) было то, что
1) Россия получила Левобережную Украину и Киев,

2) Россия получила выход к Балтийскому морю,

3) Речь Посполитая отказалась от Правобережной Украины,

4) Речь Посполитая вернула России Новгород.


  1. Система содержания должностных лиц за счет местного населения в России называлась
1) местничеством, 2) полюдьем,

3) барщиной, 4) кормлением.


  1. В каком году Земский собор избрал царем Михаила Романова?
1) 1549, 2) 1613, 3) 1682, 4) 1711.

  1. Какие из названных событий произошли в царствование Алексея Михайловича?
а) принятие Соборного уложения, б) Северная война,

В) разделы Речи Посполитой, г) Медный бунт,

Д) Семилетняя война, е) восстание Степана Разина.

1) АБД, 2) АГЕ, 3) БВЕ, 4) ВДЕ.


  1. Утверждение «Священство выше царства» связано с:
1) борьбой иосифлян и нестяжателей,

2) событиями конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона,

3) реформами Избранной рады,

4) ликвидацией патриаршества в начале XVIII века.


  1. Какая дата связана с образованием Второго ополчения и освобождением Москвы в годы Смуты?
1) 1589, 2) 1612, 3) 1662, 4) 1701.

  1. Одним из последствий принятия Соборного уложения стало:
1) установление бессрочного срока сыска беглых крестьян ,

2) продление срока сыска крестьян до 15 лет,

3) упразднение правила «С Дона выдачи нет»,

4) разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь.


  1. За исправление церковных книг по греческим образцам в середине XVII века выступил
1) протопоп Аввакум, 2) патриарх Никон,

3) патриарх Иосиф, 4) патриарх Филарет.

    Какое из положений содержалось в Соборном уложении?

1) введение опричнины,

3) установление Юрьева дня,

4) объявление крепостного состояния крестьян наследственным.


  1. Что из названного было одной из причин бунтов 1648 и 1662 годов в Москве?
1) введение новых пошлин и денег,

2) ликвидация городского самоуправления,

3) введение рекрутской повинности для посадского населения,

4) предоставление иностранным купцам преимуществ в торговле.


  1. Свод законов, установивший Юрьев день, вошел в историю под названием
1) Судебника, 2) Русской правды,

3) Соборного уложения, 4) Указа об урочных летах.


  1. Какие из названных положений содержало Соборное уложение?
а) введение подушной подати,

Б) окончательное юридическое закрепощение крестьян,

В) укрепление авторитета, власти и престижа личности царя ,

Г) создание Земских соборов,

Д) прикрепление жителей городов к посаду,

Е) освобождение дворян от обязательной службы.


  1. Как называлось скрытое от мира поселение раскольников?
1) монастырь, 2) посад, 3) скит, 4) хутор.

  1. В каком году в Москве вспыхнул Соляной бунт?
1) 1480, 2) 1648, 3) 1662, 4) 1700.

  1. В XVII веке в крепостной зависимости от помещика находились
1) смерды, 2) закупы,

3) черносошные крестьяне, 4) частновладельческие крестьяне.


  1. Что из названного было последствием церковной реформы патриарха Никона?
1) учреждение патриаршества,

2) церковный раскол,
3) секуляризация церковных земель,

4) учреждение Синода.


  1. Что из названного относится к целям церковной реформы середины XVII века?
1) восстановление патриаршества,

2) преодоление раскола,

3) унификация обрядов,

4) переход к синодальному правлению.


  1. Что из названного относится к итогам деятельности Избранной Рады?
1) отмена кормлений, 2) отмена местничества,

3) присоединение к России Сибирского ханства,


  1. В каком ряду названы даты общерусских судебников?
1) 1478, 1485, 2) 1581, 1597,

3) 1497, 1550, 4) 1649, 1682.


  1. Что из названного относится к итогам Смуты?
1) ослабление государственных структур,

2) установление урочных лет,

3) установление заповедных лет,

4) начало созыва Земских соборов.


  1. Какой из указанных международных договоров был заключен в XVII веке?
1) Ништадтский, 2) Столбовский,

3) Ясский, 4) Сан-Стефанский.


  1. В каком ряду названы даты закрепощения крестьян?
1) 1558, 1584, 2) 1581, 1597,

3) 1480, 1485, 4) 1310, 1325.


  1. Что из названного было одной из причин поражения России в Ливонской войне?
1) опричная политика Ивана Грозного,

2) отказ Земского собора поддержать царя,

3) нежелание царя Ивана Грозного продолжать войну,

4) усиление Ливонского ордена.


  1. Какие из названных явлений политической жизни XVII века свидетельствовали о перерастании монархии сословно-представительной в монархию самодержавную?
1) учреждение патриаршества,

2) начало деятельности Земских соборов,

3) прекращение деятельности Земских соборов,

4) реформы Избранной рады.


  1. Что из названного относится к итогам Смоленской войны 1632-1634 годов?
1) возвращение России Смоленска,
2) отказ королевича Владислава от прав на русский престол,

3) включение в состав России Левобережной Украины,

4) заключение «Вечного мира» с Польшей.




  1. 1

    Иван III

    а)

    Ахмат

    2

    Дмитрий Донской

    б)

    Батый

    3

    Иван Грозный

    в)

    Мамай

    4

    Иван Калита

    г)

    Стефан Баторий

    д)

    Чолхан

    1

    2

    3

    4

    а

    в

    г

    д

  2. Установите соответствие между именами современников.

    Иван Калита

    а)

    Иосиф Волоцкий

    2

    Дмитрий Донской

    б)

    Сергий Радонежский

    3

    Иван III

    в)

    митрополит Макарий

    4

    Иван Грозный

    г)

    митрополит Феогност

    д)

    протопоп Аввакум

    1

    2

    3

    4

    г

    б

    а

    в

  3. Установите соответствие между именами современников.

    1

    Андрей Курбский

    а)

    Алексей Адашев

    Иван III

    б)

    хан Узбек

    3

    Иван Калита

    в)

    Марфа Борецкая

    4

    Дмитрий Донской

    г)

    Андрей Пересвет

    д)

    патриарх Никон

    1

    2

    3

    4

    а

    в

    б

    г

  4. Установите соответствие между противниками.

    1

    Богдан Хмельницкий

    а)

    Афанасий Ордин-Нащокин

    2

    Лжедмитрий II

    б)

    боярыня Морозова

    Наталья Нарышкина

    в)

    Василий Шуйский

    4

    патриарх Никон

    г)

    царевна Софья

    д)

    Ян Казимир

    1

    2

    3

    4

    д

    в

    г

    б

  5. Установите соответствие между именами и событиями.

    1

    Афанасий Ордин-Нащокин

    а)

    Андрусовское перемирие

    2

    Кузьма Минин

    б)

    Крымские походы

    3

    Леонтий Плещеев

    в)

    оборона и осада Смоленска

    Михаил Шеин

    г)

    создание второго ополчения

    д)

    Соляной бунт

    1

    2

    3

    4

    а

    г

    д

    в

  6. Установите соответствие между законодательными актами и столетиями, когда они были приняты.

    1

    Судебник Ивана III

    а)

    XI век

    2

    Русская правда

    б)

    XIV век

    3

    Соборное уложение

    в)

    XV век

    4

    Указ о заповедных летах

    г)

    XVI век

    д)

    XVII век

    1

    2

    3

    4

    в

    а

    д

    г

  7. Расположите в хронологической последовательности события Смуты.
а) воцарение Бориса Годунова,

Б) Угличское дело,

В) выступление И. Болотникова,

Г) правление семибоярщины.


1

2

3

4

б

а

в

г

а) стояние на реке Угре,

Б) битва на реке Калке,

В) Азовское сидение,

Г) Грюнвальдская битва.


1

2

3

4

б

г

а

в

  1. Расположите в хронологической последовательности.
а) воцарение Романовых,

Г) Смута.


1

2

3

4

г

а

б

в

  1. Расположите в хронологической последовательности.
а) введение Юрьева дня,

Б) принятие Соборного уложения,

В) издание указа о «заповедных летах»,

Г) начало деятельности Земского собора.


1

2

3

4

а

г

в

б

  1. Расположите в хронологической последовательности.
а) учреждение патриаршества на Руси,

Б) присоединение Новгорода Великого к Москве,

В) окончание зависимости Руси от Орды,

Г) учреждение опричнины.


1

2

3

4

б

в

г

а
    Расположите в хронологической последовательности.
а) поход Ермака в Сибирь,

Б) Куликовская битва,

В) Грюнвальдская битва,

Г) Стоглавый собор.


1

2

3

4

б

в

г

а

  1. Какие три понятия из перечисленных ниже относятся к процессу закрепощения крестьян в XV-XVI вв.? Обведите цифры, под которыми эти понятия указаны.
1) урочные лета,

2) выкупные платежи,

3) Юрьев день,

5) заповедные лета,

6) подушная подать.

Запишите полученные цифры в порядке возрастания.


1

3

5

  1. Какие события из перечисленных ниже относятся к истории Смуты в России? Обведите цифры, под которыми эти события указаны.
1) правление семибоярщины,

2) стрелецкие бунты,

3) восстание К. Булавина,

4) приглашение на российский престол польского королевича Владислава,

5) восстание И. Болотникова,

6) принятие Соборного уложения.

Запишите полученные цифры в порядке возрастания.


1

4

5
Древнейшее время на территории России
  • Место и роль истории в системе человеческих знаний. Предмет и задачи курса истории Отечества
  • Древнейшие народы на территории России. Население древней Башкирии
Раннефеодальные государства на территории России (9 - 13 века)
  • Образование раннефеодальных государств. Экономические и политические отношения между ними
  • Роль религии в становлении государственности и культуры
  • Борьба за независимость раннефеодальных государств против агрессии с Запада и Востока
Становление Российского централизованного государства (14 - середина 16 века)
  • Объединение русских земель вокруг Москвы. Взаимоотношения с Золотой Ордой и Литовским княжеством
  • Оформление государственности. Политический строй и социальные отношения
Укрепление Российского централизованного государства (вторая половина 16 века)
  • Реформы Ивана Грозного. Укрепление режима личной власти
Российское государство в 17 веке
  • Смена правящей династии. Эволюция государственного строя
  • Основные направления внешней политики России в XVII в. Башкирия в XVII веке
Российская империя в 18 - первой половине 19 века
  • Реформы Петра I. Завершение оформления абсолютизма в России
  • Внешняя политика России в период провозглашения империи
Российская империя в 18 веке
  • "Просвещенный абсолютизм" в России. Внутренняя политика Екатерины II
Россия в первой половине 19 века
  • Правительственные круги и общественная мысль о путях дальнейшего развития страны
  • Социально-экономическое развитие страны. Башкирия в первой половине 19 века
Развитие России в пореформенный период
  • Социально-экономическое развитие страны и его особенности
Россия на рубеже 19 - 20 веков
  • Экономическая политика Витте. Аграрная реформа Столыпина
Общественно-политические процессы в России в конце 19 - начале 20 века
  • Общественно-политические силы в России. Революция 1905 - 1907 гг
  • Образование политических партий: социальный состав, программа и тактика
  • Государственная дума - первый опыт российского парламен-таризма
Россия в 1917 году: выбор исторического пути
  • Изменения в расстановке политических сил от февраля до октября 1917 г. Альтернативы развития событий
Гражданская война в России Советское государство в 1921 - 1945 годах
  • Советское государство и мир в 20-30-х гг. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.): итоги и уроки
СССР во второй половине 20 века (1945 - 1985 годы) Отечество накануне нового тысячелетия
  • Объективная необходимость перемен. Реформы политической системы
  • Поиск путей перехода к рыночной экономике: проблемы и решения

Внешняя политика Российского государства

Преобразования государственного аппарата, военная реформа, проведенные в середине XVI в., позволили России проводить активную внешнюю политику. Основными её направлениями и задачами являлись: на востоке - борьба за обладание волжским путём, снятие угрозы со стороны Казанского ханства; на юге - обеспечение безопасности от набегов Крымского ханства; на западе - борьба за выход к Балтийскому морю.

Взятие Казани в1552 г. предопределило включение в состав России всего Среднего Поволжья с его многонациональным населением. В1556 г. русскими войсками была взята Астрахань, и к России присоединились нижневолжские земли. Признала себя вассалом московского царя и Ногайская Орда. В 80-е годы XVI в. на присоединённых землях возникают новые города: Самара, Саратов, Царицын, Уфа.

За первые восемь лет царствования Ивана IV карта Российского государства существенно изменилась. Территория государства увеличилась почти в 1,5 раза - с 2,8 млн. кв. км. до 4 млн. кв. км.

Изменился и состав населения. Великороссы отныне составляли лишь около половины жителей. Россия стала пользоваться значительным политическим влиянием на Востоке.

Середина XVI в. ознаменовала и усиление влияния России на Северном Кавказе. Царь принял в подданство черкесов по их просьбе.

Таким образом, к середине 50-х годов XVI в. к востоку и югу от России сложилась зона её политического влияния.

Для обеспечения безопасности государства от нападений с юга началось сооружение Засечной черты. В этом районе в 70-80-х годах было воздвигнуто свыше 20 новых городов (Курск, Воронеж, Орёл, Елец, Белгород и др.).

Для решения другой важнейшей внешнеполитической задачи - вы- хода России к Балтийскому морю - в январе 1558 года Иван IV начал военные действия против Ливонии. Была взята Нарва, пал Дерпт (Юрьев). Под ударами русских войск и начавшегося антинемецкого восстания эстонского крестьянства в 1561 г. Ливония как государство немецких рыцарей перестала существовать.

Победа над Ливонией имела огромное значение для подъема международного престижа России в Западной Европе. Присоединением Нарвы и возвращением Юрьева она открывала для себя окно в Европу.

Однако успехи Ивана IV встревожили многие государства в Европе. В открытую войну за "ливонское наследство" вступают Польско-Литовское государство, а затем Швеция и Дания. Начинается второй этап Ливонской войны, охватывающий 1561-1570-е годы.

В 1563 г. Россия добивается ряда успехов, но в 1564 г. её войска понесли ряд крупных поражений.

Главной причиной военных неудач России была её неподготовленность к ведению большой войны, слабая техническая оснащенность русской армии по сравнению с польско-литовскими войсками, вооруженными уже в значительной степени по европейскому образцу.

Международная обстановка складывалась не в пользу России. Польские и литовские феодалы идут на окончательное объединение обоих государств. По Люблинской унии 1569 г. образуется единое государство Речь Посполитая. С другой стороны, Турция и Крым, которые до конца 60-х годов занимали выжидательные позиции в отношении как России, так и Польши, решают открыто выступить в поддержку Польши.

Новая международная обстановка заставила Ивана IV пересмотреть своё отношение к Ливонии. Он отказывается от прямого присоединения ливонских земель и выдвигает план создания в Ливонии особого государства, находящегося под протекторатом России. Начинается третий этап борьбы за Ливонию - 1570-1577 гг.

Война со Швецией ознаменовалась рядом крупных побед русских войск. К концу 1577 г. большая часть Ливонии, за исключением Курляндии, была занята русскими войсками. Однако ни Риги, ни Ревеля, находившихся под охраной шведского флота, взять не удалось.

После избрания в 1577 г. королём Стефана Батория Польша, пережив пятилетний период "бескоролевья", опять вступает в войну.

Баторию удаётся предпринять три крупных похода на русские земли (1579, 1580, 1581 гг.), захватить Полоцк, Великие Луки, Велиж, Остров и осадить в 1581 г. Псков, который выстоял в ходе пятимесячной осады. Воспользовавшись тяжелым положением русских войск на западе, Швеция переходит в контрнаступление и захватывает Нарву и всё русское побережье Финского залива.

У России уже не было сил для продолжения войны. В 1582 г. между Россией и Речью Посполитой было заключено десятилетнее перемирие с отказом обеих сторон от завоёванных территорий.

В 1583 г. под давлением Батория Иван IV был вынужден пойти и на трехлетнее перемирие со Швецией. Нарва и всё побережье Финского залива, кроме устья р. Невы, остались в руках Швеции.

Так закончилась Ливонская война, которая была Россией проиграна. Россия не только не смогла выйти к морю, но и потеряла ряд своих исконных земель в Прибалтике. Однако война поставила достижение выхода на Балтику во главу угла всей последующей политики России.

В эти же годы началось продвижение в Сибирь. В 1581-1582 годах отряд донских казаков во главе с атаманом Ермаком разбил войска хана Кучума, в результате чего Сибирское ханство распалось.

Правительственные войска при своём продвижении строили города-крепости (1586 г. - Тюмень, 1587 г. - Тобольск). Основание в конце XVI в. городов Сургута и Надыма, а в начале XVII в. Томска обеспечило присоединение к России всей Западной Сибири и дальнейшее продвижения Ивана IV на Восток.

Таким образом, для Ивана IV (как позднее и для Петра) решение важнейших внешнеполитических проблем было неразрывно связано с внутренними реформами, которые должны были помочь сконцентрировать всё управление и создать сильную армию. Во внешней политике Россия достигла многого: выиграла Казанскую войну, простерла свою власть за Урал, в Западную Сибирь, обезопасила себя Засечной чертой от крымчан. Однако главную задачу - выиграть Ливонскую войну - Россия выполнить не смогла.

В 90-ые годы сравнение внешней политики страны с советским периодом явно было не в пользу 90-ых: Россия загибалась от экономических ошибок под предводительством Ельцина-Гайдара, в то время как в памяти людей были сильны воспоминания о величии советского оружия, масштабов международного влияния.

Иначе сравнение Путинской России с 90-ыми. На фоне страшных лет России путинский внешнеполитический курс однозначно должен выглядеть лучше того исторического отрезка, когда вся политика, внутренняя и внешняя, была неприкрытым предательством элит. Россияне вспомнят, что президент присоединил Крым, создал Евразийский экономический союз, воевал в Сирии, защитил абхазов и осетин, при нем установились более тесные контакты с зарубежными партнерами. Но это частные случаи, вырванные из целого контекста. Проанализируем объективно, к чему привела линия Кремля в сфере внешней политики в новом тысячелетии.

ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Согласно Концепции внешней политики 2013 года Россия выстраивает «взаимовыгодное и равноправное партнерство» на основе принципов «уважения независимости и суверенитета, прагматизма, транспарентности, многовекторности, предсказуемости, неконфронтационного отстаивания национальных приоритетов».

Обращают на себя внимания два факта.

Первое - доминирование во внешней политике принципа прагматизма и выгоды. Не национальный интерес, а именно взаимовыгода определяет взаимоотношение страны с иностранными государствами. Таким образом, доминирующими во внешней политике стали экономические принципы, что и свело российскую внешнюю политику к экономическим интересам властной верхушки и ее окружения. Идеология, которая ранее лежала в основе советской политики, была вытеснена экономическими интересами олигархов, произошла экономизация внешнеполитического курса.

Второе - перечисленные наряду с прагматизмом принципы на деле оказались пустой декларацией, которую попрал Кремль. Принцип «уважения независимости и суверенитета» был нарушен неоднократно. Стоит вспомнить только инцидент с российским самолетом над турецкой территорией, политику в отношении постсоветских республик. «Транспарентность» давно уже сведена к закулисной дипломатии. Разве не поэтому судьба ЛНР и ДНР определяется преступными Минскими соглашениями, а вывод российских войск из Сирии произошел вскоре после появления информации о попытках Кремля уговорить Б. Асада сложить с себя президентские полномочия. Принцип «многовекторности» традиционно был фикцией. Российская внешняя политика строилась вокруг Европы, она была европоориентированной. Президент в своем Послании четко обозначил курс страны под предводительством либералов - «важный элемент нашей внешней политики - широкое сближение и реальная интеграция в Европу. Разумеется, речь идет о сложном и длительном процессе. Но это - наш с вами исторический выбор. Он сделан. Он последовательно реализуется» .

После введения санкций была предпринята попытка перейти на китайский внешнеполитический вектор, но в целом тренд был неизменен - все направления внешней политики развивались слабо, поскольку усилия были направлены на решение задачи - задружить с Западом любой ценой. Принцип «предсказуемости» нарушался Кремлем неоднократно. Достаточно вспомнить только последние события - присоединение Крыма после длительного периода отказа защищать Русский мир; отречение от Новороссии, когда вся Россия и Донбасс ждали Второго крымского сценария для Востока Украины; резкое обострение отношений с Турцией после демонстративного поворота к Исламской республике и начала прокладки Турецкого потока; ввод войск в Сирию для поддержки Асада через два года после того, как Россия создала предпосылки длительной гражданской войны, заморозив конфликт и лишив Б.Асада оружия устрашения. И, наконец, «неконфронтационное отстаивание национальных приоритетов» и в 2008, и в 2014 и 2015 годах доказало свою ложность.

Так каковы в действительности российские принципы внешней политики? Двойные стандарты, прагматизм, подмена национальных интересов страны интересами олигархической верхушки, неуважение как норм международного права, так и государств, экономически более слабых чем Россия. Эти принципы вытеснили ценности, деидеологизировали российскую внешнюю политику, подменив российскую миссию концептом конкурентной борьбы и международной конкуренции.

РОССИЙСКАЯ МИССИЯ И ИДЕОЛОГИЯ

В российской внешней политике отсутствует понятие миссия и идеология. Основной принцип - это прагматизм как в экономике, так и в гуманитарных и политических вопросах. Кремлю оказалась чужда исконно присущая российской цивилизации идея мессианства: Москва-Третий Рим, Россия как освободитель балканских народов, впоследствии идея экспорта революции и организации коммунистических сообществ заменена ценностным и идеологическим вакуумом. В 2014 году появилась надежда, что Кремль совершил идеологический разворот, когда, отбросив экономические принципы, Москва встала на защиту Русского мира в Крыму. Однако Донбасс показал, что у путинской России нет своей идеологии, что стремление снизить негативные последствия санкций стоят выше защиты соотечественников, что интересы кучки олигархов по значимости для Кремля важнее жизней миллионов русских (рис. 1).

Рис. 1. Компоненты внешней политики

По заявлению российского президента «попытки подстегнуть перемены в тех или иных странах, исходя из своих идеологических установок, часто приводили к трагическим последствиям, приводили не к прогрессу, а к деградации». В понимании Президента идеология губительна, ее не должно быть как во внешней политике, так и во внутренней. К чему в итоге привела деидеологизация?

Во-первых , из внешней политики России полностью исчез концепт братских народов, хотя в публичной артикуляции его иногда еще используют. Украинцы стали чужды русским, да и сами русские для Кремля перестали существовать. Есть только российская нация. Понятие единой цивилизации, которая бы объединяла всё постсоветское пространство, в понимании и публичной артикуляции нет. А поскольку нет Русского мира, российской цивилизации на постсоветском пространстве в политике высших эшелонов власти, то нет и необходимости выстраивать с сопредельными государствами отношения на базе общих ценностей. Ценностный вакуум заполняется экономикой.

Во-вторых, отказавшись от идеологии, Россия упразднила и понятие справедливости, защиты слабых и нуждающихся в поддержке. Благодаря этому и стали возможны гуманитарные интервенции и свержение неугодных режимов в Ираке, Ливии, истощение стран санкциями. Россия негласно присоединилась к санкциям, когда отказалась поставлять комплексы С-300 Тегерану. Россия без идеологии и миссии во внешней политике и стала страной, неспособной защищать государства, нуждающиеся в поддержке, про которую М. Каддафи справедливо сказал - «четыре месяца, - четыре месяца! - вы бомбите нашу страну, и все боятся даже сказать слова осуждения. Будь ещё в мире Россия, настоящая Россия, единая и великая Россия, защищавшая слабых, вы не посмели бы. Но её нет, её нет, и вы торжествуете». Это в скором времени скажет и народ Донбасса, который предали Минскими соглашениями.

В-третьих, деидеологизация внешнеполитического курса, отказ от активной ценностной экспансии привели к тому, что отношение к стране в мире ухудшается (рис. 2). Имидж России формируется за счет западных информационных СМИ, в то время как Россия расставляет иные приоритеты.

Рис. 2. Отношение к России в странах мира (по данным Pew Research Center)

Россия без миссии и идеологии - это чуждое в целом всей истории страны явление. Ведущие государства мира руководствуются своими идеологическими воззрениями, в то время как Россия проявляет беспримерную толерантность ко всем идеологиям.

РОССИЙСКИЙ СТАТУС И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Кремлевская пропаганда утверждает, что Россия смогла значительно укрепить свои позиции в мире, заняв «прочные и авторитетные позиции в мировом сообществе». Но так ли это? Действительно ли Россия смогла укрепиться геополитически, расширив сферу своего влияния? Если вспомнить Советский период, то граница безопасности простиралась далеко за пределами Союза - по восточной Европе. Члены Восточной Европы входили в Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В 2000-ые годы альянс НАТО приблизил свои границы к российским, присоединив в 2004 году 10 государств и в 2009 году еще два. Все они ранее входили в организацию под эгидой Союза! При Путине НАТО увеличил число членов, приблизив военную инфраструктуру к российским рубежам (рис. 3). В 2007 году на саммите ООН была поддержана инициатива создания общеевропейской системы ПРО, ключевым элементом которой станут объекты в Польше и Чехии. В 2010 году ПРО было размещено в Румынии.

Рис. 3. Расширение НАТО на Восток

Длительное время Кремль не находил ничего предосудительного в экспансии НАТО. До войны с Грузией Россия демонстрировала достаточно примирительное отношение к НАТО в официальной риторике: велось сотрудничество по линии Совета Россия-НАТО, власти в позитивном ключе говорили о новых членах НАТО на постсоветском пространстве, то есть проблема расширения на Восток в официальном дискурсе в период 2003-2007 гг. не фигурировала. В 2008 г. заговорили о «конструировании глобальной системы ПРО, окружении России военными базами, безудержном расширении НАТО» . В итоге за период с 2000 года 9 бывших социалистических стран стали членами НАТО, из них три прибалтийские республики непосредственно граничат с Россией. Украина и Грузия являются участниками ускоренного диалога и неоднократно декларировали стремление войти в состав НАТО. Все постсоветские республики были подключены к программе «Партнерство ради мира», Россия вышла из данной программы в апреле 2014 года.

Военная экспансия НАТО и ослабление России в военном аспекте на восточных рубежах сопровождались экономической и ценностной экспансией Европейского союза. В период Путинской России членами Европейского союза стали 13 восточноевропейских государств (рис. 4). Украина, Молдавия и Грузия подписали договор об ассоциации, а Армения имеет политическое соглашение с ЕС. Россия по факту утратила свое влияния на эти государства, поставив во главу принцип экономической выгоды, а не ценностного сближения.

Рис. 4. Расширение ЕС на Восток

Россия ослабила свои позиции не только непосредственно у своих границ, но и в мире в целом, сокращая свое военное присутствие (рис. 5). В отличие от советского периода у страны не осталось баз в Европе, Латинской Америке, Азии. Резко сократилось число баз на Ближнем Востоке. Новые были созданы на границах России - на территории Советского союза.

Рис. 5. Число военных баз по регионам мира СССР и РФ

Попытками реанимации стали усилия в Сирии и Вьетнаме, однако на фоне того, что США увеличивают число своих военных баз в мире, Россия их напротив только сокращала (таблица 1).

Таблица 1. Открытые и закрытые базы (2000-н.в)

Военные расходы России хотя и выросли, по-прежнему уступают мировым - США (в 9 раз больше, чем у России), Китаю (в 3,2) и Саудовской Аравии (на 30%). Что примечательно - расходы России не пропорциональны ВВП. Если в мировом ВВП Россия занимает 1,68%, то в военных расходах - 4%, что указывает на существенные диспропорции, аналогичные тем, что у США. Китай напротив поддерживает баланс этих показателей.

«Экономическое возрождение» России, обусловленное нефтедолларами, позволило России подняться, но в 2015 году Россия занимала только 13-ое место, с ВВП в 1,68% от мирового, уступая место по ВВП таким маленьким странам, как Корея и Италия, а также своим партнерам по БРИКС - Китаю, Индии и Бразилии (рис. 6). Для сравнения за период 2000–2014 ВВП в долларовом выражении у других нефтегазовых республик - Азербайджана, Казахстана, Туркменистана вырос больше, чем российский.

Рис. 6. Крупнейшие страны мира по ВВП (2015 г.)

Либеральный постулат о том, что Россия увеличила свою долю в мире - с 0,8% до 1,68% благодаря умелой политике высшего руководства, разбивается в своей аргументации при сопоставлении с Китаем: в мировом ВВП доля Китая выросла с 3,7% до 13,6%.

Россия за период путинского правления не стала сверхдержавой, хотя такой целевой установки и не было, ведь по словам президента быть сверхдержавой - это дорого и ни к чему. Региональной державой сложно назвать, поскольку Россия так и не определилась с каким она регионом - Европа не приняла, а в Азии сформированы уже давно другие ведущие государства. Отсюда вывод, что фактически Россия может претендовать на роль субрегиональной державы - пространство СНГ, хотя и там влияние ослабло настолько, что Кремль не готов обеспечить безопасность своих границ. В то же время к России как наследнице могущества СССР продолжают обращаться по международным вопросам, решение которых лежит в плоскости западного блока - обезоружить Сирию, Иран, КНДР, заморозить конфликты. Россия стала страной, руками которой Запад разгребает жар, решает свои задачи.

СНГ - ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Оценивая результат российской внешней политики на постсоветском пространстве, закономерно напрашиваются три вывода, которые находятся в противоречии с целевыми установками, заложенными в Концепции внешней политики - «приоритетными направлениями российской внешней политики являются развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами-участниками СНГ, дальнейшее укрепление СНГ» (целевая установка всех трех концепций). Эти выводы следующие:

  • Произошла подмена понятий - широкоформатное сотрудничество по линии СНГ было негласно заменено на интеграцию в границах Евразийского экономического союза, то есть на участие не 12, а 5 государств. СНГ как структура почти была упразднена: в 2005 году Туркменистан заявил, что будет участвовать в организации в качестве «ассоциированного члена». Грузия после российско-грузинского конфликта приняла решение покинуть СНГ (18 августа 2008 года), ровно через год она прекратила свое членство в организации. С 2014 года Украина предпринимает попытки по выходу из состава СНГ. Российский парламент в 2003 году и вовсе пришел к заключению (юридической силы оно не имеет), что «Российская Федерация de jure не является государством-учредителем Содружества и государством-членом Содружества». Хотя формально СНГ еще существует, оно ограничено координацией в определенных областях, нет перспектив усиления сотрудничества и углубления интеграции.
  • Что касается проекта Евразийского экономического союза, он состоялся как Таможенный союз, хотя и с многочисленными торговыми противоречиями между странами-участниками. Как Союз эта организация не существует - в основе согласования лежит экономический прагматизм. Страны не стали вводить единую валюту, отказались и от координации в других сферах. В итоге геополитическая ориентация государств-членов характеризуется как диверсификация сотрудничества: Казахстан ориентируется на Китай, усиливает взаимодействие с Турцией. Например, на тринадцатом саммите Организации исламского сотрудничества (ОИС) в Стамбуле Казахстан и Турция обсудили вопросы укрепления сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной, сельскохозяйственной и культурно-гуманитарной сферах, а также обменялись мнениями по актуальным вопросам международной повестки дня, в том числе по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Назарбаев предложил Турции принять активное участие в реализации программ индустриально-инновационного развития Казахстана.

    Белоруссия играет на российско-европейской напряженности. Армения имеет политическое соглашение с ЕС, в соответствии с которым приступила к конституционной реформе. Все это говорит о том, что ЕАЭС - это экономика, а геополитика осталась в стороне от Союза, что превращает проект в неустойчивый, особенно в перспективе смены власти в государствах-членах. С российским «прагматизмом» ЕАЭС будет заморожен и останется без развития ровно так же, как Союз России и Белоруссии, Зона свободной Торговли, Евразийское экономическое сообщество.

  • Путинская Россия сузила сферу своего влияния, потеряв постсоветских партнеров - Молдавию, Украину, Грузию, а также Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан. И все это стало результатом деидеологизации российской внешней политики: Украина, Молдавия и Грузия выбрали Европу с ее системой ценностей; Азербайджан сориентирован на Турцию, вплоть до провозглашения единой оборонной армии двух республик. Туркменистан выстроил свою идеологию и внешне к прочим ценностным влияниям оказался закрытым. Прибалтика, которая хотя всегда дистанцировалась от России, в путинский период стала полноправным членом Европейского Союза. Из 12 государств, расположенных в непосредственной зоне российского влияния, к 2016 году пророссийскую ориентацию сохранили только 5 - Белоруссия, Казахстан Армения, Киргизия, Таджикистан, некоторые из перечисленных с большой натяжкой причислены к этой группе.
  • Россия стала не миротворческим фактором, а дестабилизатором на постсоветском пространстве. И если в 90-ые годы это было видно только на примере Приднестровья, то в 2000-ые годы Россия клонировала еще четыре непризнанные республики - Абхазию и Южную Осетию, отколовшиеся от Грузии, и ЛНР и ДНР, отделившиеся от Украины, поверив ложным надеждам, подаваемым Россией на то, что республики, как и Крым, включат в состав России. И это при том, что одной из целью внешней политики было «формирование пояса добрососедства по периметру российских границ» (КВП 2013). Россия будто бы придерживается скрытой стратегии - отколоть часть постсоветского государства, чтобы ввести его в поле своего влияния, отпустив остальные страны в пространство европейского выбора. Целевая установка, заложенная в Концепции внешней политики - «упор будет делаться на развитии добрососедских отношений и стратегического партнерства со всеми государствами-участниками СНГ», «Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств-участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга» (КВП 2013) явно была только декларацией, а не шагами к действию.
  • Все эти факты позволяют говорить, что российская политика на постсоветском пространстве была провалена. За длительный период мы дистанцировались от постсоветских государств, сузив и сферу влияния, приблизив к российским рубежам геополитических противников. И все это проходило под неизменной формулой, что именно ЕС, США, НАТО - наши союзники, а с постсоветскими республиками Кремль взаимодействовал исключительно с позиции силы.

    РУССКИЙ МИР

    В российской внешнеполитической практике идея Русского мира выражена формулой - «соотечественники, проживающие за рубежом». В Концепции говорилось о «всесторонней защите прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом». Однако на деле Кремлю не было и дела до граждан, которые испытали гонения в постсоветских республиках. Исключением стал Крым, когда волевым решением провели референдум и присоединили его к России, защитив 2,5 миллиона человек. Но сколько русских было брошено на произвол судьбы? В Эстонии, Латвии и Литве вопрос с русским населением не решался, игнорировался Кремлем. В Латвии существует категория не граждан, куда входит русскоязычное население. В Эстонии - «лица с неустановленным гражданством» (апатриды). Путинская Россия не защищала русских в Прибалтике, когда их ущемляли, лишив их гражданства, вынуждая разговаривать исключительно на языках прибалтийских республик, когда они испытывали ограничения при приеме на работу, были исключены из политического процесса. И все это сохранилось в Прибалтике и до настоящего времени. В постсоветских республиках происходил постепенный отказ от памятников победы: из центра Таллина памятник Бронзового солдата был перенесен на военное кладбище. Правительство Узбекистана демонтировало памятник советскому солдату в парке Жасорат боги в Ташкенте. В Грузии в декабре 2009 года был взорван Мемориал воинской славы. На Украине запрещено использование даже советской атрибутики.

    Кремль молча наблюдал за процессами дискриминации русских, попирая защиту соотечественников за рубежом. Но самый существенный удар был нанесен по жителям Луганской и Донецкой областей, которых втянули в продолжительную войну на территории, где проживало 3,8 млн человек. Жители республик, возложившие надежды на Россию, которая примет их, как сделала это с Крымом, попали в ловушку геополитической конфронтации. Для России эти соотечественники, русские в одночасье стали украинцами, которые должны воссоединиться с Украиной. А это уже не иначе как предательством Русского мира не назовешь.

    Показательна и равнодушная оценка в отношении дискриминации русских в Туркмении. В ноябре 2004 года 36 стран внесли на рассмотрение в Генассамблею ООН проект резолюции о положении в области прав человека в Туркменистане, в которой, в частности, говорилось, что правительством Туркменистана продолжается дискриминация «этнических меньшинств в области образования и занятости и их принудительного переселения», «дальнейших ограничений свободы выражения убеждений и мнений, включая прекращение трансляции по местной радиосети русскоязычных программ Радио Маяк . Россия предпочла сохранить нейтральную равнодушную позицию, не защищать соотечественников, поскольку это могло навредить российской газовой дипломатии.

    ЭКОНОМИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ: ДИПЛОМАТИЯ ТРУБЫ

    Все национальные интересы были фактически подчинены одной задаче - обеспечить продвижение российских энергоресурсов на приоритетные рынки, в первую очередь Европу, затем Турцию и Китай. Как показала дипломатическая практика заключение крупных сделок в сфере энергетики сопровождалось посещением страны президентом или премьер-министром России. В 2003 году президент поставил задачу - стать энергетической державой, что на практике вылилось в трансформацию России окончательно в сырьевое полузависимое государство.

    Энергетическая дипломатия, которая все эти годы старательно приводилась российскими корпорациями и администрацией Президента, была противоположна цели, зафиксированной в Концепции 2013 года - «создание благоприятных внешних условий для устойчивого и динамичного роста экономики России, ее технологической модернизации и перевода на инновационный путь развития». Россия построила Голубой и Северный потоки, увеличив поставки газа в Европу. 78% экспорта российского газа направляется на европейский рынок, то есть Кремль не только поставил страну в зависимость от политики одного поставщика, но также и расставил ошибочно приоритеты, сосредоточившись на энергетическом векторе, что в итоге и привело к геополитическим последствиям:

    Утрата Украины, с которой отношения выстраивались исключительно по линии газовой дипломатии. Украинский вектор российской политики, как и в целом вся политика, были деидеологизированы, взаимоотношения выстраивались через торговые и газовые войны. Итогом стал приход к власти антироссийских сил;

    Сверхзависимость от европейского рынка. Россия сориентировала свою нефтегазовую инфраструктуру на европейского потребителя. Средства из бюджета были направлены на строительство трубопроводов, которые в ситуации экономических санкций могут стать ненужными, если Европе удастся заменить российские газ и нефть;

    Экономические убытки, которые понесла страна и российский бюджет: убыточные контракты по Силе Сибири и трубопроводу «Алтай» , вложенные средства в Южный поток и Турецкий поток , остановленный в результате инцидента с российским самолетом;

    Закрепление и углубление сырьевой зависимости. После введения санкций Россия сосредоточилась на новых крупномасштабных трубопроводных проектов для переориентации российского газа на китайские рынки. Это означает, что долгосрочная стратегия российских властей сориентирована на тот же экспорт энергоресурсов, даже в ущерб национальным интересам России.

    МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

    Кремлевская пропаганда апеллирует к тому, что с Россией считаются на международной арене, обращаясь за помощью в решении международных проблем. Именно этот пункт и позволяет говорить кремлевским агитаторам, что страна не в изоляции, мнение России и ее голос весом. Однако все это скорее напоминает басню о вороне и лисице, когда Запад подобно лисе убеждает Россию в том, что именно она способна разрубить узел противоречий, а Россия, подобно вороне, заслушавшись лести, начинает считать, что переговоры идут в соответствии с ее подходами. Российские подходы по наиболее острым вопросам международной безопасности удивительным образом совпали с американскими. Достаточно на это только посмотреть.

    Ирак. Цель США - свержение С.Хусейна, оккупация территории, хаос на Ближнем Востоке. Россия внесла свою лепту в свержение иракского президента. По признанию Президента России «российская разведка неоднократно получала информацию подобного рода, информацию о том, что официальные органы Саддамовского режима готовят террористические акты на территории Соединенных Штатов и за ее пределами, на военных и гражданских объектах США. Эта информация действительно передавалась по партнерским каналам американским коллегам». Операция против С.Хусейна Россией негласно была поддержана.

    Ливия. Цель США - свержение М.Каддафи, проникновение американских ТНК, хаос на Ближнем Востоке. Россия воздержалась при голосовании по резолюции Совета Безопасности ООН, в результате чего была одобрена воздушная операции против Ливии. Российский подход сводился к тому, чтобы не препятствовать западной коалиции реализовать свои цели в Ливии.

    Сирия. Цель США - уничтожение химического оружия, свержение Б.Асада, дробление Сирии, в том числе и передача территории Израилю, хаос на Ближнем Востоке. Россия посредством переговоров убедила Б.Асада отказаться от химического оружия. На второй стадии конфликта миссия России сводилась к попыткам убедить Асада сложить полномочия и перейти к мирному процессу. Однако вторая миссия была провалена. В итоге Президент приказал сократить группировки российских вооруженных сил в Сирии, а дипломатия сосредоточилась на вопросах переговоров между оппозицией и Асадом. Россия одобрила резолюцию ООН по Сирии, согласно которой в республике должен начаться политический процесс, проведены новые выборы президента, принята новая конституция. Учитывая, что Асад был переизбран в 2014 году, этот шаг означает отказ признавать легитимные выборы президента 2014 года и реализация сценария новых выборов, признание которых возможно только при победе оппозиции. Российская стратегия по Сирии полностью укладывалась в логику США: Сирию разоружили, посадили за стол переговоров, склоняют Асада сложить с себя полномочия.

    КНДР. Цель США - поддержание очага нестабильности у границ России и Китая, сдерживание экономического и технического развития республики. Россия присоединилась к санкциям в отношении Кореи, переговоры не эффективны.

    Иран. Цель США - сворачивание ядерной программы, сдерживание идеологического влияния Ирана, падение иранского режима и американизация республики. Россия негласно присоединилась к санкциям в отношении Ирана, сократив военно-техническое сотрудничество. На новом этапе Иран начинает восприниматься как конкурент на рынке энергоресурсов.

    Украина. Цель США - дестабилизация у российских границ, латентность конфликта, предотвращение Крымского сценария для двух непризнанных республик. Россия подписала Минские соглашения, объявив о территориальной целостности Украины, признав непризнанные республики частью Украины. Украинская сторона не соблюдает режима перемирия, ополченцев сдерживают российские инструкторы, в итоге конфликт имеет отчетливо затяжной и скрытый характер.

    ИГИЛ. Цель США - втягивание России в войну, хаос на Ближнем Востоке. Россия приняла решение участвовать в борьбе с международным терроризмом, что привело уже к росту террористической угрозы непосредственно для России. Исламское государство не уничтожено, но экономически Россия понесла убытки.

    Российская целевая установка на «активное продвижение курса на всемерное укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности в целях утверждения справедливой и демократической международной системы» в очередной раз стала простой декларацией.

    ИЗОЛЯЦИЯ РОССИИ

    Итогом Путинской внешней политики стала изоляция страны, дискредитация на международной арене и торговля российскими национальными интересами во имя снятия санкций.

    Стратегическими ошибками Кремля стали отношение к Западу как к союзнику, что проявляется и после введения санкций и отказ от развития собственной экономики, в результате чего Россия оказалась наиболее уязвимой к ограничениям и колебаниям цены на нефть. Хотя Кремль и утверждает, что санкции не нанесли ущерба экономике, ни изменили положение России - она не в изоляции, с ней по-прежнему считаются в мире, достаточно посмотреть на падение ВВП, уровня жизни, девальвацию и волатильность рубля. Но важным остаются два момента: диагностика - действительно ли страна в изоляции или это временное явление, и второй аспект - насколько удачны внешнеполитические решения России по минимизации последствий санкций.

    Россия не преодолела кризис взаимоотношений с западным миром, более того, продолжает настраивать против себя и другие государства - Турцию, Египет. Перечень новых ограничительных мер и доказательств того, что Россия остается в изоляции, множество. Вспомним лишь некоторые из них.

    Во-первых , это сохранение, продление и усиление санкций. Европейский союз продлил санкции до 31 июля 2016 года под предлогом того, что Россия не обеспечила надлежавшего исполнения Минских соглашений. 22 декабря США существенно расширили как «черный», так и секторальный санкционные списки против России.

    Во-вторых , Россию дискредитируют на международной арене, в том числе лишая ее права участвовать в культурно-спортивных мероприятиях. Это и инцидент с Й.Блаттером и объективностью получения права на проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году, и допинговый скандал в Легкой атлетике, когда российские спортсмены были обвинены в употреблении допинга, а российская антидопинговая лаборатория РУСАДА в сокрытии данного факта, фальсификации данных. Под угрозой находится Чемпионат мира по футболу 2018 года.

    В-третьих , Россию по-прежнему избегают мировые лидеры. Это подтверждает празднование семидесятилетия Победы. О своем отказе участвовать в Параде 9 мая заявили лидеры западного мира - Барак Обама и Ангела Меркель, а также лидеры Польши, Чехии, Финляндии, Израиля, Черногории, Южной Кореи, Болгарии, всех стран Прибалтики и др. Примечательно, что восточноевропейские республики, пострадавшие от фашизма и длительное время проводящие более лояльную политику к Москве - Болгария и Чехия - тоже отказались от участия в параде.

    Ставка на смягчение позиций по отношению к России в корне ошибочна: санкции, а также иное давление будут действовать под разными предлогами: успех операции в Сирии, выполнение Минских соглашений или возврат Крыма. Руководству страны необходимо признать, что как это часто и бывало в отношении российского государства, санкции введены на длительный срок. А значит, и проводить политику необходимо так, чтобы страна становилась все более самодостаточной и суверенной.

    Но исходил ли Кремль из этого факта? Предпринял ли эффективные действия по минимизации негативных последствий от санкций? На рис. 7 показано, что в ответ на действия Запада Россия предпринимала либо меры в духе ответной пощечины, за которые сама при этом несла экономические издержки: от продовольственного эмбарго - рост цен, от сворачивания потока - потери уже вложенных средств, от переориентации на партнерство с Китаем и Турцией - убытки в виде невыгодных контрактов. Либо Россия предпринимала меры, которые стоит характеризовать как заискивание перед Западом, иными словами, торг в обмен на снятие или существенное смягчение санкций. Это подписание Минских соглашений, то есть жизни мирных жителей непризнанных республик в обмен на снятие санкций. Это решение и о начале операции в Сирии против ИГИЛ после многочисленных рекомендаций США вступить в борьбу с Исламским государством. Это и парадоксальное вечное признание партнерства и союзничества с теми, кто вводит против нас санкции, именует не иначе как агрессорами и врагом номер один.

    Медведев, рассуждая о напряженности, указывает, что Россия находится под санкциями, которые ввели против нас «наши европейские друзья». Страна фактически в изоляции, введены ограничительные меры, прервано сотрудничество по многим направлениям, а в ответ премьер-министр неоднократно отзывается об агрессивно настроенных к России странах как о «наших европейских друзьях», «моих партнёрах, и европейских, и американских». Он объявляет - «мы хотим хороших, продвинутых отношений и с Соединёнными Штатами Америки, и с Евросоюзом», рассуждая об угрозах, озвученных Керри, добавляет - «своих партнёров, то есть нас, пугает этим». Может уже пора наконец-то четко понять - кто нам партнер, кто друг, кто союзник? Или признаться в том, что у слабой и немощной России, до которой нас довели либеральные эксперименты, действительно нет союзников, партнеров и друзей.

    Рис. 7. Изоляция России и российский ответ

    Изоляция страны - это не только итог внешней политики Путина, это еще и диагноз всей системе управления - страну довели до состояния, когда на международной арене с ней не считаются ни развитые, ни развивающиеся государства. Мы были поставлены в один ряд с Ираком, Ливией, Ираном, КНДР, при этом если у СССР был свой ответ и система безопасности, то у России ничего нет, она уязвима к внешним ограничительным мерам.

    ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕТАНИЯ

    В ситуации геополитического давления и ограничения Кремль выстраивает линию, которая в большей степени напоминает метания, нежели продуманный стратегический вектор внешней политики. Задача Кремля сводилась к демонстрации готовности обойтись без ЕС и США, найти союзников в других акторах - в Китае, Турции. Сотрудничество в формате Группы 8, из которой Россию попросили, заменить сотрудничеством по линии БРИКС. Но каков итог этих метаний?

    На усиление сотрудничества с Турцией были направлены усилия в первую очередь Кремля, который объявил Турцию фактически стратегическим партнером после введения санкций и продовольственного эмбарго. Турецкий поток вписывался в стратегию Кремля - продемонстрировать свое независимое от Европы поведение. Однако после инцидента с самолетом отношения резко обострились. Ситуация парадоксальная - Россия год тому назад прикладывала массу усилий, чтобы заключить договоры о поставках турецкой продукции для замены европейских производителей. Сейчас снова ритейлеры вынуждены искать новых поставщиков, это ложится на их плечи. Это же относится и к туроператорам, которым никто не планирует возмещать прямые потери от нереализованных путевок в Турцию.

    Вопросов к российским чиновникам осталось множество: если власть знала, «кто в Турции набивает свой карман и даёт заработать террористам на продаже награбленной в Сирии нефти», почему все это время молчали? Почему заключили контракт на строительство Турецкого потока? Военная операция в Сирии длилась месяц, прежде чем российская сторона вдруг наконец-то прозрела относительно Турции, и то только после инцидента с самолетом. А до этого «наивно» подставляла спину? Чего стоит тогда российская разведка, дипломатия, экспертная аналитика наконец? Если все действительно так, как заявляет Кремль, почему российский президент так радушно беседовал с Р. Эрдоганом за неделю до трагедии на саммите Группы 20. Почему тогда он заявил, что во время переговоров с Турцией «перед нами были поставлены очень чувствительные для Турции вопросы, не вписывающиеся в контекст международного права по тем решениям, которые турецкой стороной предлагались. Представляете, мы сказали: «Да, понимаем и готовы вам помочь». То есть, несмотря на все очевидные нарушения международного права турецкой стороной, мы сами готовы были его нарушить?

    Прокитайский вынужденный вектор внешней политики России, как показал опыт 2015 года, не оправдан ни с позиции ожиданий российской элиты, ни с точки зрения национальной безопасности страны. Российская элита надеялась, что Китай станет альтернативой западным партнерам. Однако, в 2015 году товарооборот сократился, китайские банки отказались кредитовать российский бизнес из-за опасений попасть под санкции, китайский инвестор приходит только в те отрасли, которые могут служить задачам развития китайской экономики - в первую очередь добычи топливно-энергетических ресурсов.

    Контракт с Китаем по поставкам газа по газопроводу «Сила Сибири-2» (западный маршрут, так называемый трубопровод «Алтай») не подписан до сих пор. Проект «Сила Сибири», несмотря на свою явную экономическую несостоятельность (вложения за три года составят порядка 480 млрд. руб.), уже строится. Правда, очевидно, что для некоторых российских фигур состоятельность освоения бюджетных подрядов вполне конкретна. До сих пор не заключено соглашение о строительстве трансграничного участка газопровода «Сила Сибири» через реку Амур, хотя и предполагалось, что подписано оно будет в ходе визита премьер-министра РФ Д. Медведева в Пекин. Очевидно, что и без того убыточный для России проект можно будет считать ошибкой века - вложенные средства не окупятся, а Россия еще на долгие 30 лет сориентирует торговлю с Китаем на формулу «поставщик сырья-мировая держава». Ни экономического подъема, ни новых факторов роста экономики эта стратегия не принесет. Ни прибыли. Кроме конечно упомянутых выше фигур.

    Экспансия Китая в последний год заставляет насторожиться: китайские компании уже приобрели такие активы, как 9,9% акций проекта «Ямал СПГ» (Китайский Фонд Шелкового пути), сообщалось, что Китай может принять участие в покупке акций Роснефти (правительство планирует продать в 2016 году 19,5-процентный пакет своих акций) и др. К этому стоит добавить и осуществление проекта Пояса Шелкового пути, который по сути призван через коридоры в обход России связать Китай с европейским и турецким рынками, а также обеспечить китайскую экономику ресурсами - природными ископаемыми из стран Центральной и Средней Азии.

    Очевидно, что маневр разворота на Восток является такой же необдуманной стратегией, как и турецкий вектор, как сирийская авантюра.

    И БРИКС как еще одна надежда российской дипломатии на деле полностью китайский проект. По факту, Россия присоединяется к китайским инициативам: к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций, к финансовым институтам БРИКС. Это подается как российская альтернатива американоцентричному мироустройству, хотя объем участия России указывает на поддержку китайских амбиций на геополитическое лидерство. В создаваемом пуле условных валютных резервов стран БРИКС общим объемом в 100 млрд долл. доля инвестиций Китая составит почти половину - 41 млрд долл., а на долю остальных участников пула - России, Бразилии и Индии - придется примерно по 19 млрд долл. Объем операций, совершаемых в российских рублях, не идет ни в какое сравнение с объемом платежных операций в юанях. Российская финансово-экономическая система, не располагающая достаточным уровнем средств, окажется лишь «придатком» экономики Китая, ВВП которого в разы больше российского. Китай остается и будет оставаться главным партнером России по БРИКС. Только с ним заключено соглашение по свопам, то есть появилась возможность торговли в национальных валютах.

    С остальными членами БРИКС таких договоренностей не достигнуто. Китай остается главным торговым и инвестиционным партнером, с остальными участниками экономическое сотрудничество незначительно. Наиболее вероятный сценарий - это сохранение низкого уровня связей с остальными партнерами по БРИКС. Структура БРИКС, таким образом, будет выстраиваться (хотя уже именно так и сложилось) вокруг единого ядра - Китая, который будет иметь тесные связи со всеми государствами БРИКС, а сами партнеры по БРИКС между собой взаимодействовать будут преимущественно в сфере политического диалога. БРИКС станет по сути китайским проектом, а Россия в нем будет занимать положение «младшего брата».

    ВЫВОДЫ

    Таким образом, путинский период российской внешней политики диагностируется одним словом - «либерализм», чуждый национальным интересам страны. За этот период Россия сузила сферу своего влияния у границ, приблизив американские вооруженные силы к своей территории. Путинская Россия сосредоточилась на главных для себя направлениях - дипломатия трубы и отношения с соседями на уровне жесткого прагматизма и российского диктата. С такой Россией, не признающей равноправия, родственность исторического развития, отказавшейся от своих идеологических установок, все меньше государств готовы будут иметь дело.

    2000-ые годы - это не хроника вставания с колен, а пролонгация ельцинского внешнеполитического курса, направленного на деидеологизацию страны с последовательной заменой мессианской роли России на прагматизм во внешней политике, на сужение сферы влияния, экономизацию внешнеполитического курса, последовательную трансформацию России в нефтяную скважину с всевозможными преградами для развития в виде обязательств перед ВТО и др. Это политика европейского вектора, за которым стоит отказ от собственной цивилизационной идентичности в пользу европейской. Это все та же козыревская дипломатия сдачи российских национальных интересов, прикрытая необходимостью сохранения режима.

    1) присоединение к России Крыма

    2) присоединение к России Казанского и Астраханского ханств

    3) присоединение к России Левобережной Украины

    4) завоевание Россией выхода в Черное море

    85. Что из названного стало одним из последствий образования единого Русскогр государства в конце XV - начале XVI вв. ?

    1) укрепление великокняжеской власти

    2) освобождение крестьян и горожан от налогов

    3) введение внутренних таможенных пошлин

    4) утверждение нового порядка престолонаследия

    86. Когда прервалась династия московских Рюриковичей?

    4) в 1598 г.

    1) Иосиф Волоцкий

    2) Сергий Радонежский

    3) Филофей

    88. Как называлось сословие, наделявшееся землей при условии несения военной службы?

    1) дворяне

    3) стрельцы

    89. Какой ордынский хан противостоял русским во время «стояния на Угре»?

    2) Улу-Мухаммед

    3) Девлет-Гирей

    4) Ахмат

    90. Какое событие относится к реформам Ивана IV?

    1) всеобщая перепись населения

    2) введение подушной подати

    3) введение единого порядка военной службы с поместья и вотчины

    4) полная ликвидация местничества

    91. Какие архитектурные сооружения относятся к шатровому стилю?

    1) Успенский и Архангельский соборы в Москве

    2) церковь Троицы в селе Большие Вяземы, Успенский собор в Ростове

    3) Смоленский собор Новодевичьего монастыря, церковь Спаса на Бо­ру в Москве

    4) церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор в Москве

    92. Прочитайте отрывок из письма и определите его автора:

    «Как жестоко я страдал из-за вас с юности и до последнего времени. Подданные наши достигли осуществления своих желаний - получи­ли царство без правителя. Дворы и села наших дядей взяли себе. И со­кровища матери перенесли в Большую казну, а остальное разделили. Припомню одно; бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Ва­сильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не взглянет, и уж совсем не как раб на господ. Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Все расхитили коварным образом, казну деда и отца нашего забрали себе, а на деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начер­тали на них имена своих родителей».

    1) Иван III 2) Иван IV

    3) Федор Иванович 4) Борис Годунов

    93. Какие изменения произошли в результате принятия решений Стоглавым собором?

    1) церковные земли были переданы государству

    2) были открыты церковные школы во всех городах России

    3) были введены единые церковные обряды

    4) была введена регулярная армия

    94. Каковы были последствия введения «заповедных лет»?

    1) крестьянам было разрешено уходить от хозяина только в Юрьев день

    2) крестьянский переход запрещался даже в Юрьев день

    С точки зрения геополитической, Россия занимает уникаль­ное положение в Евразии. Масштабы страны, ее экономический, демографический и интеллектуальный потенциал, географическое положение, а также наличие практически всех видов сырья и ре­сурсов естественным образом сделали Россию важнейшим миро­вым центром. Сохранив четыре пятых территории СССР, она имеет более половины населения бывшего Союза и производит пример­но половину его валового национального продукта. По своей по­литической значимости, экономическому и военно-техническому потенциалу, по влиянию на ход дел в мире, в том числе в качестве: постоянного члена Совета Безопасности ООН, Россия по праву входит в число великих держав. Она была и остается одним из главных элементов двухполюсной системы и выступает в каче­стве основной противодействующей силы политики США, способ­ствует формированию результирующего вектора мировой поли­тики.

    Приоритетные задачи внешней политики России следую­щие:

      Создание наилучших внешних условий, благоприятствую­щих укреплению территориальной целостности нашего государ­ства.

      Укрепление центростремительных тенденций на террито­рии бывшего СССР. Суверенитет, полученный бывшими респуб­ликами Союза, необратим, но это не отрицает возможности реин­теграционных процессов, в первую очередь в экономической обла­сти.

      Стабилизация международного положения на региональ­ном уровне. Добившись успехов в стабилизации международного положения на глобальном уровне, необходимо активизировать деятельность по урегулированию региональных, межнациональ­ных, межэтнических и межгосударственных конфликтов.

    4. Развитие плодотворных межгосударственных отношений, препятствующих созданию новых очагов напряженности, особенно распространению оружия массового уничтожения.

    Особое место во внешней политике России занимает ее участие в создании всеобъемлющей системы европейской безопасности.

    Россия готова поддержать программу "Партнерство во имя мирав той мере, в какой она будет учитывать интересы бёзопасностивсех без исключения государств и основываться не на блоковой, а на общеевропейской системе безопасности. Так, в обращении Государственной Думы к Президенту Российской Федерации отмечается, что "расширение НАТО приведет к геополитическому переделу Европы. Это нанесет ущерб интересам общеевропейской безопасности, создаст новые разделительные линии и барьеры на континенте.Возникнет опасность первого серьезного кризиса в Европе послеокончания "холодной войны".

    Факты говорят о том, что позитивные сдвиги в мире не стали еще всеохватывающими и не приобрели необратимого характера. И "Призрак войны" спрятался и замер, но отнюдь не ушел из Европы, тем более мира. Военная акция НАТО против Югославии вызвала самое острое и опасное противостояние США и России со времен Берлинского и Карибского кризисов начала 60-х гг. Какими бы гуманитарно-политическими доводами ни оправдывалась силовая акция НАТО, она представляет собой юридически бесспорный акт агрессии, грубейшего нарушения Устава ООН, Хельсинкского акта 1975 г., Основополагающего акта Россия - НАТО 1997г.

    В сложившейся сейчас в мире военно-политической обстановке весьма сложно установить, где и когда потенциальные угрожающие факторы могут перерасти в реальную кризисную ситуацию или вооруженный конфликт. Исходя из сказанного, можно определить лишь угрозы, с которыми уже сталкивается в настоящее время или может столкнуться в будущем Россия.

    В политической сфере это действия некоторых государств, националистических движений по подрыву территориальной целостности России, ослаблению связей РФ с бывшими республиками СССР, странами Центральной и Восточной Европы, а также государствами в районах нашего традиционного сотрудничества территориальные притязания к России; попытки отстранения России от решения ключевых международных проблем и деятельности в международных организациях.

    В экономической области - стремление ослабить экономи­ческую самостоятельность РФ, ее технологический и промышлен­ный потенциал, сделать ее топливно-сырьевым придатком веду­щих стран мира; ограничить присутствие России на зарубежных рынках, а в перспективе и вытеснить ее оттуда, не допустить ее равноправного участия в международных финансово-экономичес­ких и торговых организациях.

    В военной сфере - сохранение реальных и потенциальных очагов вооруженных конфликтов в непосредственной близости от российских границ; распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки и новейших вооруженных технологий в сочетании с попытками отдельных стран использовать их в своих корыстных целях; наличие у ряда стран вооруженных сил, обладающих как ядерным оружием, так и достаточно большим количеством современных обычных вооружений, особенно высокоточных.

    В многополярном мире все еще не утратили своего значения силовые факторы. Поэтому Россия обязана учитывать позицию и влияние на ход мировых событий основных центров силового давления. К этим центрам относятся:

    США, не снижающие свой потенциал ядерных и обычных во­оружений при наличии тенденции занять место мирового лидера;

    государства Западной Европы, интегрирующие экономичес­кие и военные возможности, стремящиеся завоевать самостоятель­ное место на мировой политической арене и на ближайшую перс­пективу консолидирующиеся с США;

    государства Юга, особенно исламского мира, накопившие до­статочно большое количество вооружений, обладающие реальным потенциалом создания ядерного и химического оружия, проявля­ющие амбициозность, агрессивные и непредсказуемые в своих дей­ствиях;

    страны Юго-Восточной Азии, в частности Китай и Япония, обладающие достаточно мощным экономическим и военным по­тенциалом и стремящиеся к гегемонии в регионе.

    Наилучшей политикой для России является поддержание динамичного равновесия между основными центрами силы. Ска­занное означает, что она не должна ни вступать в конфронтацию ни с одной из этих стран, ни впадать в одностороннюю зависи­мость от какой бы то ни было из них. Оптимальной стратегией для России в ближайшее десятилетие (а возможно, и на весь XXI в.) является "стратегия равноприближенности". В отношениях с указанными странами наблюдается переход к прагматичной, спокойной и взвешенной политике. Выражается это в следующем.

    В отношениях с США: стратегическая стабильность, договоренность о нераспространении оружия массового уничтожения и средств его доставки, предотвращение и ликвидация региональ­ных конфликтов, военно-техническое сотрудничество, разоруже­ние и контроль над вооружениями.

    Неконтролируемая гонка стратегических вооружений закон­чилась в 1972 г., когда СССР и США подписали Договор об огра­ничении систем противоракетной обороны, а Договором ОСВ-1 были установлены предельные уровни стратегических вооружений. До­говор ОСВ-2 (1979 г.) расширил область ограничений, а Договор СНВ-1 (1991 г.) зафиксировал уровни, до которых стороны обяза­лись сократить свои вооружения за 7 лет. Договор СНВ-1 вступил в силу в 1994 г. В январе 1993 г. был подписан Договор СНВ-2.

    Россия собирается ратифицировать этот договор, но лишь если США, уже ратифицировавшие его, не будут вести дело к пересмот­ру Договора 1972 г. по ПРО. Существуют тактическая и страте­гическая противоракетные обороны. Тактическая ПРО имеет право на существование, а стратегическая ПРО - нет. США в отноше­нии России преследует цель, во-первых, уменьшить ее военный потенциал, прежде всего ядерный, во-вторых, предотвратить воз­можность появления в лице России геополитического соперника и, в-третьих, добиться, чтобы политика России в максимальной сте­пени соответствовала Интересам США 1 .

    С особым вниманием Россия должна относиться к ситуации в восточноевропейских странах. В действиях руководства этих, стран прослеживается тенденция найти свое место в формирую­щейся новой системе европейский безопасности, что выражается в создании малых блоковых структур.

    Российско-германские отношения. Сферами взаимодействия здесь могут быть: вхождение России в систему европейской безо­пасности, ее интеграция в основные европейские институты, трансформация НАТО, экономическое и технологическое сотрудничество, экология.

    Объединение ФРГ с бывшей ГДР вызвало к жизни стремительно возрастающую геополитическую силу ("германский фактор"), которая будет оказывать существенное влияние на состоя­ние стабильности в Восточной Европе.

    Кстати, нужно признать, что результатами окончания "холод­ной войны" между СССР и США воспользовались не СССР и США, а объединенная Германия.

    Государства Балтии придерживаются политики ориентации на Запад, дистанцирования от России, скорейшего вступления в НАТО, что на деле может нарушить баланс сил, стать источником » витка конфронтации между Россией и Западом. В государствах j Балтии проводится линия на дискриминацию русскоязычного населения (особенно в Латвии и Эстонии), на сокращение эконо­мических связей с Россией. Националистические круги этих стран " предъявляют к РФ и территориальные претензии.

    Страны Азиатско-Тихоокеанского региона вплотную при­мыкают к границам Российской Федерации, являются одновре­менно и сферой жизненно важных ее экономических интересов, и плацдармом, на котором периодически могут возникать очаги на­пряженности, прежде всего по поводу территориальных притяза­ний отдельных государств к России.

    В первом своем качестве страны АТР приобретают для наше­го государства все большее значение. Во-первых, ряд этих госу­дарств в последние годы выдвинулись на передовые рубежи в экономическом развитии. Во-вторых, большинство из них (Япо­ния, Южная Корея, Тайвань и др.) проявляют живую заинтересо­ванность в установлении прочных торгово-экономических отно­шений с Россией. В-третьих, для России, находящейся в крайне сложном экономическом положении, весьма выгодно заключение соответствующих договоров с дальневосточными партнерами.

    Прогнозируя развитие военно-политической ситуации у даль-. невосточных рубежей нашего государства, следует иметь в виду реальную возможность улучшения отношений с Японией и даль­нейшего развития экономических связей с КНР. Однако ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов наличие в Японии политичес­ких сил, предъявляющих к России территориальные претензии.

    Важным стратегическим союзником России в Азии на деся­тилетия вперед является Индия. С геополитической точки зрения, Индия заинтересована в тесном взаимодействии с Россией как для обеспечения должного баланса сил в отношениях с Китаем и| |ядом других стран, так и для укрепления своей внутренней ста­бильности, которой постоянно угрожают исламистские силы, на­прямую поддерживаемые из Пакистана.

    Потребность в эффективном противодействии исламскому экстремизму и воинствующему национализму, попыткам раско­лоть единство страны ставит на повестку дня задачу сохранения Россией ее ведущей роли в Азии. Возможными направлениями решения данной задачи могут быть:

    1. Охрана внешней границы СНГ (при сохранении прозрач­ности границ между республиками бывшего СССР).

    2. Нейтрализация попыток создать замкнутое пространство

    военного союза исламского типа.

      Военное сотрудничество (в национальных армиях велика доля российского оружия и военных специалистов, что создает возможность сохранения ее влияния на соответствующие стра­ны).

      Предотвращение и разрешение любых международных конфликтов.

      Сотрудничество во внешнеполитической деятельности.

      Экономическое сотрудничество (согласование финансовой, налоговой и кредитной политики).

      Защита русскоязычного населения (правовое обеспечение его интересов, регулирование миграции и защита прав переселенцев).

    Преимуществом России при реализации этих направлений являются ее исторически сложившиеся политические, экономичес­кие, социальные и военные связи со странами региона. Всемерное их развитие на многосторонней и двусторонней основе безусловно будет способствовать соблюдению здесь ее интересов.

    Обстановка на юге Европы во многом определяется развити­ем ситуации на Балканах ив районе Средиземноморья.

    На Балканах под влиянием происходящих в Европе карди­нальных перемен происходят глубокие внутриполитические из­менения практически во всех, за исключением Греции, странах - Румынии, Болгарии, Албании, бывшей СФРЮ. Здесь сталкивают­ся национальные интересы США, западноевропейских (особенно Германии) и исламских государств (Турции, Ирана, Саудовской Аравии, Пакистана).

    В Средиземноморье нестабильность обусловливается сохраением очагов напряженности на Ближнем Востоке, в Северной Африке и на Балканах, неурегулированностью кипрского вопроса и остротой греко-турецких противоречий, наращиванием в стра­нах региона военной мощи и распространением в них передовых военных технологий, включая технологию производства оружия массового поражения.

    В течение всей тысячелетней истории России не было, пожалуй» ни одного столетия, в котором бы и внешняя, и внутренняя ее политика менялись так кардинально и так часто, как в заканчивающемся XX в. Наряду с неизбежными колебаниями при смене правящих; сил, групп и личностей, которые в той или иной степени характерны практически для всех стран, в России произошло три революционных переворота в системе международных отношений (некоторые ученые называют их тектоническими сдвигами): после Октябрьской революции 1917 г.; после второй мировой войны; в конце 80-х -начале 90-х гг. Последний из них означает переход к политике, осно­ванной на принципах открытости миру, добрососедства и взаимовы­годного равноправного сотрудничества со всеми странами, стремя­щимися иметь с Россией дружественные и партнерские отношения.

    Читайте также: