Что такое экономический кризис, каковы причины его появления и как его избежать? Война и рыночная экономика.

Москва, 26.04.2019

Над мировой экономикой снова сгущаются тучи. Аналитики уже говорят о повторении самого неблагоприятного сценария 2008 года. Поводом для пессимизма на рынках послужили результаты очередного двухдневного заседания ФРС, на котором не были приняты существенные стимулирующие меры. В своем заявлении ФРС не стала пересматривать прогноз по восстановлению экономики США и отметила "значительные риски" для мировой экономики в связи с ситуацией на финансовых рынках.

Россия на фоне глобального кризиса: расписание на послезавтра

Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

В преддверии мирового кризиса Россия оказалась на периферии борьбы за влияние в новой архитектуре мировой экономики. Но стратегический подход к модернизации позволит ей остаться ключевым игроком на ряде направлений

AP/TASS Автор: Ben Margot

Опасность выхода Китая из переговоров с США бросила индексы вниз

Уже 17-18 сентября Дональд Трамп планирует обложить пошлинами китайский импорт на сумму 200 млрд долларов, что, по информации Wall Street Journal, может вызвать резкую реакцию Китая. Азиатские фондовые рынки сразу отозвались падением. В перспективе эскалация торговой войны способна уронить мировую торговлю на 10%

Предстоят «худшие социальные беспорядки в США за 50 лет»

2018, 17:32

Зловещая годовщина в финансовой истории приближается, и 15 сентября будет 10 лет с того дня, как рухнул Lehman Brothers. Марко Коланович из JPMorgan выпустил, по его же словам, «ужасный сценарий» того, как будет выглядеть следующий финансовый кризис

Кеннет Рогофф: биткойн будет стоить 100 долларов

Автор «Проклятия наличности» считает, что сильнее всего рынки должны сейчас бояться резкого повышения ставок, который «не будет концом света», но принесет большие проблемы странам с медленно развивающейся экономикой. В Довосе, наблюдая между прочим за многими людьми, пытающимися заработать на цифровом буме, Кен Рогофф дал интервью изданию Business Insider

ТАСС

Кризис, скоро грянет кризис!

Миру скоро предстоит наблюдать и расхлебывать последствия очередного циклического кризиса в США. Ударит он и по России. Гражданам пора безотлагательно искать способы защитить свои сбережения. Правительству и ЦБ - принимать свои меры

Экс-министр обороны США показал сценарий ядерной катастрофы

«В кошмарах тьмы и мрака,/всех псов Европы лай повсюду,/а страны в ожидании замерли/И обособлены все в ненависти лютой, - этими строками начал своё выступление на Люксембургском форуме по предотвращению ядерной катастрофы Уияльм Перри, прослуживший 30 лет в Пентагоне, а в 94-97 годах возглавлявший американское военное ведомство.

DPA/TASS

Остановка Запада

Почти у 70% жителей развитых стран перестали расти доходы. Последствия финансового кризиса ощущают на себе более полумиллиарда человек, хотя справедливости ради надо сказать, что каждая третья семья по сравнению с 2005 годом стала жить лучше. Но в целом справедливостью здесь и не пахнет

Экономика ждет бесстрашных

2016, 17:06

Уровень наличности в инвестиционных портфелях достиг высокого уровня, что свидетельствует об опасениях инвесторов по поводу целого ряда рисков. Больше всего они боятся выхода Великобритании из ЕС. Приводят их в недоумение и отрицательные ставки в Европе, не предсказанные теоретиками. Но официальный "индикатор страха" пока не на максимуме, отмечают аналитики. Правда, пока одни инвесторы будут бояться, может наступить время бесстрашных

Imago/TASS

Дохлые переговоры вселяют оптимизм

После резкого обвала - из-за провалившихся переговоров стран-экспортеров нефти в Дохе - цены на нефть замедляют падение. Но поводы для оптимизма есть. Во-первых, снижение цен собъет волну попыток восстановления добычи сланцевой нефти. Во-вторых, экономика России подает первые признаки адапатции хотя о несырьевой модели говорить рано. Что касается прогнозов, то эксперты видят цену нефти в коридоре от 30 (ненадолго) до 55 (маловероятно) долларов за баррель в будущем году

Zuma\TASS

Кристин Лагард: нужны лидеры и деньги

Структурные реформы в форме налоговых льгот, поддержка семьи, занятости и образования - богатым и развитым странам, диверсификацию экономик - экспортерам ресурсов, а всем без исключения: создание условий для экономического роста и увеличение предложения денег как цель кредитно-денежной политики - предложила глава МВФ Кристин Лагард в своем выступлении 5 апреля в Германии

TATAльная распродажа

Во вторник на заседании правления компании Tata Steel в Мумбае было принято окончательное решение о продаже всего сталелитейного бизнеса в Великобритании. Под угрозой увольнения оказались порядка 40 тыс. человек: 15 тыс. сталеваров и 25 тыс. работников других предприятий, связанных с работой металлургических заводов Tata Steel.

Все кризисы были предсказаны неправильно

2016, 10:15

Инвесторы по всему миру пытаются поймать волну на крайне волатильных рынках. Но очень рассчитывать на помощь аналитиков и профессиональных прогнозистов не стоит - MarketWatch выбрал пять примеров провальных предсказаний инвестиционных гуру

5 причин падения цен на нефть

Нефтяные цены упали в общей сложности на 12% за несколько торговых сессий, но утром 10 февраля отыграли 2%. Предыдущий крутой оказался недолгим. Почему вообще они падают? В причинах падения цен на нефть попытались разобраться Fiscal Times. В результате появился список из пяти возможных как чисто экономических, так и геополитических причин, которые могли способствовать затяжному падению цен на «черное» золото до 12-летнего минимума

33% компаний в мире не эффективны

Почему мировая экономика сползает в рецессию, какова ее природа - этот вопрос с начала года самый популярный в мире бизнеса после цен на нефть, но возможно ему суждено выйти на первый план. Компании планеты должны 29 трлн долларов, говорят, что это слишком много, но важны не цифры сами по себе, а то, как эти деньги используются

Интерпресс/ТАСС

Goldman придется еще раз раскошелиться

На горизонте замаячил новый кризис, а американские власти только-только заканчивают разбираться с прошлым. Махинации с ипотечными облигациями накануне 2008 года обойдутся американскому банку Goldman Sachs в кругленькую сумму

Landov/TASS AP/TASS

Две главные угрозы для глобальной экономики

Экономисты швейцарского банка Credit Suisse считают, что в следующем году мировую экономику ждет немало испытаний, но больше всего ей следует опасаться сокращения инвестиций в Китае и возврата в Соединенных Штатах базовой инфляции

Андрей Ткаченко/ТАСС

Слишком много нефти

Аналитики Международного Энергетического Агентства (IEA) прогнозируют, что избыток черного золота на нефтяном рынке начнет уменьшаться не раньше конца десятилетия. В агентстве считают, что стоимость барреля черного золота достигнет 80 долларов не раньше 2020 года

Финансовый кризис - кризис, системно охватывающий финансовые рынки и институты финансового сектора, денежное обращение и кредит, международные финансы (страновой сегмент), государственные, муниципальные и корпоративные финансы; оказывающий средне- и долгосрочное негативное воздействие на экономическую активность в стране и на динамику благосостояния населения; проявляющийся: в финансовом секторе и на финансовых рынках - резкий рост процента, все повышающаяся доля проблемных банков и небанковских финансовых институтов, проблемных долгов, существенное сокращение кредитов, предоставляемых экономике и домашним хозяйствам, цепные банкротства, переход к убыточной модели банковской и другой финансовой деятельности, преобладание спекулятивной над инвестиционной финансовой деятельностью, масштабное падение курсов ценных бумаг, задержки расчетов с нарастающим коллапсом платежной системы, возникновение массовых убытков на рынке деривативов, прекращение ликвидности финансовых рынков и финансовых институтов с эффектом “домино”, банковская паника; в международных финансах - неконтролируемое падение курса национальной валюты, массовая утечка капиталов из страны, неуправляемое нарастание внешнего долга и просроченных платежей государства и коммерческих организаций, передача системного риска на международный рынок и финансовые рынки других стран; в области денежного обращения - резкий неуправляемый рост цен с переходом в хроническую инфляцию, бегство от национальной валюты, стремительное внедрение во внутреннее твердой иностранной валюты, массовое появление суррогатов денег; в области государственных финансов - резкое падение величины международных резервов и государственных стабилизационных фондов, возникновение дефицита или
обострение дефицитности бюджета, привнесенной кризисом, быстрое сокращение собираемости налогов, падение бюджетного финансирования государственных расходов, неуправляемое нарастание внутреннего государственного долга.
Локальный финансовый кризис - кризис, основанный на внутристрановой или внутрирегиональной концентрации рисков, затрагивающий одну страну или несколько стран, не перерастающий в мировой или межрегиональный финансовый кризис, ограничивающийся в своем воздействии на мировую экономику и глобальные финансы кратковременной турбулентностью, рисками и потерями, не ломающими основной ход движения мировой экономики.
Локальными кризисами пронизана жизнь развивающихся экономик, подобных России, с периодичностью 1 - 2 раза в 10 - 15 лет.
Вставка
Рынки как война
Рынок родился взъерошенным англо-саксом, с папочкой из Амстердама, обожающим тюльпаны, и мамой - итальянкой, происходящей из семитских племен. Поэтому он - глобалист, хиппи, фокусник и морской пехотинец, обнимающий мир, как рыжую девушку.
Он рожден для плавного переноса денег от тех, кто вечно сыт, к тем, кто печально умен, но голоден. Он раскатывает деньги, как тесто.
Он - социальный лифт, возносящий на 107-й этаж.
Он превращает вещи в капитал, торгуя правами на них, как семечками.
Он совершает неуклонную трансформацию времени в деньги.
Он перемалывает знания о реальности, распрямляя информационные асимметрии.
Он, смеясь, торгует рисками, раскатывая их по человеческому пространству.
И именно Он придает всему свою цену - в качестве четвертого денежного измерения.
Рынок - суррогат войны. Бесшумным способом, без завыванья пушек, он собирает десятину с любого государства, размахивающего своими погремушками, помахивая ему на прощанье ручкой. Валютные атаки и бегства капиталов? Манипулирование, финансовые инфекции, спекулятивный трейдинг? Кризисы, как шторма и ураганы? Дело профессии. Ничего личного. Только бизнес. Дарвинизм по-приятельски. Охота на больших и глупых черепах. Проигравший бросается на корм собакам, а выигравший получает билет на право проживания и деторождения.
В моменты колебаний рынка биржевой пол похож на кипяток. Он издает шум набегающего поезда. И к ликам терминалов, похожих на мины замедленного действия, возносится: «Продай его! Продай, ради бога! Продай!»
Но покупатели ежатся по углам, как мыши, пережидая катастрофу рынка.
Рынок есть скрытое движение человеческих и политических тел, стремящихся сломать хребет друг другу. Деньги - это власть. Рынки - это деньги. Власть - это жизнь, собирающая другую жизнь, как только она созрела.
Поэтому рынки - это война.
Развивающиеся экономики слабее, пронизаны деформациями, внешними зависимостями, менее устойчивы. Их продуктовые, технологические структуры упрощеннее, более отсталые. Экономики невелики (страны БРИК - исключение). Выше социальные и политические риски. Финансовые системы чаще разбалансированы (дефицит денежных ресусров, выше волатильность и риски, инфляция, процент, доходность финансовых активов, ниже монетизация, слабее и ограничены по объемам финансовые рынки, банки, институциональные инвесторы, в худшем состоянии государственные финансы, огромно воздействие иностранных инвесторов и заграничных рынков, эксцессивна спекуляция). В финансовой политике часто заимствуются (а иногда и навязываются) международные решения, не привязанные к местным условиям, пронизанные мифами, производимыми школами теоретической экономики, оставляющие локальные финансовые рынки не защищенными, вне золотой середины «открытости, либеральности - разумного финансового протекционизма».
Следствие - периодические рыночные шоки, финансовые инфекции, бегства капиталов, кризисы.
Механизм финансового кризиса: от частных кризисов к общему
Системные риски, возникая в одном звене финансового рынка (частные кризисы), распространяются затем на другие его звенья, запуская механизм системного риска и вызывая - в наиболее острых ситуациях эффекта “домино” - коллапс всей финансово-кредитной системы страны. К числу частных кризисов относятся: фондовые кризисы - рыночные шоки на рынке ценных бумаг (масштабные падения курсов ценных бумаг, перерывы ликвидности рынка, резкий рост процента), приводящие к дальнейшему разрастанию кризисных явлений в полномасштабный финансовый кризис. Могут быть связаны с “мыльными пузырями”, спекулятивной игрой на повышение - понижение, с движением цен на фондовые ценности за пределы, установленные рыночной стоимостью бизнеса, которую они выражают. Могут возникать в связи со спекулятивными атаками на параллельных рынках базисных и производных финансовых инструментов;
Вставка
Мыльный пузырь на рынке акций (других активов) - ситуация, в которой акции (другие активы) долго и быстро растут в стоимости, нарастает ажиотажный спрос на них и оптимистические ожидания инвесторов, подпитываемые кредитами брокеров и банков на покупку и под залог акций (других активов), всеобщей спекулятивной игрой на повышение, в том числе на срочном рынке; цена акций (других активов) во всё большей мере отрывается от своей реальной основы - стоимости бизнеса, которую они представляют; на пике малейшая неприятная новость (часто решения правительства, центрального банка) истолковывается как предвестник будущего падения рынка, начинается массовая фиксация бумажных прибылей при быстром сокращении спроса; следует катастрофическая цепная реакция падения стоимости акций (других активов), усугубляемая требованиями брокеров и банков вернуть кредиты, - все пытаются продать акции (другие активы), никто их не покупает; падение усугубляется массовой спекулятивной игрой на понижение, включая срочный рынок. долговые кризисы, являющиеся начальной причиной финансовых кризисов (финансовая ситуация, при которой группа крупнейших заемщиков (например, стран, если речь идет о международном долговом кризисе, или крупнейших коммерческих и инвестиционных банков), оказывается не в состоянии платить по долгам и / или формирует убытки, приводящие их на грань дефолтов; крупнейший международный кризис задолженности разразился в 80-х гг. XX века (долговая несостоятельность большой группы развивающихся стран в погашении кредитов, полученных из стран с высоким уровнем доходов); валютные кризисы, формирующие нарастающие кризисные явления на других сегментах финансового рынка (резкие изменения курса одной валюты по отношению к другим, ведущие к значимому реструктурированию системы экономических интересов в международных финансах и во внутренней экономике и сфере финансов стран, затронутых валютных кризисом, кризисы платежного баланса);
-банковские кризисы (кризисы банковского сектора, основанные на эффекте “домино”, при которых накопление проблемных активов в ограниченном числе банков и прекращение их платежеспособности приводит к банковской панике, к массовому изъятию вкладов, к резкому сокращению кредитования банками друг друга и т.п. и - на фоне развивающегося кризиса недоверия - начинается массовая приостановка платежей банками с последующим коллапсом платежной системы и финансовых рынков); кризисы ликвидности (острая, наступающая в короткое время неспособность производить платежи в связи с наступлением риска ликвидности, отрицательным финансовым состоянием. На макроэкономическом уровне - расстройство платежной системы, наступление состояния неликвидности у банков, составляющих ее основу, острая нехватка денежных средств в экономике для поддержания бесперебойных расчетов в хозяйстве).
Каждый из этих кризисов, который может произойти на фоне относительно благополучного состояния других сегментов сферы финансов, денег и кредита, может стать “спусковым механизмом”, переводящим локальные кризисные явления в масштабный финансовый кризис. “Валютные кризисы могут вызывать банковские. Быстрое истощение валютных резервов в рамках режима фиксированного валютного курса может подвигать центральный банк к сокращению денежной массы, к сокращению денежных агрегатов, с инициацией тем самым банковского кризиса... Банковские кризисы могут становиться причиной валютных. Когда инвесторы становятся уверены в неизбежности банковского кризиса, это заставляет их пересматривать свои портфели, заменяя активы в национальной валюте на иностранные активы. Когда центральные банки передают ликвидность в банковскую систему, чтобы поддержать на плаву проблемные банки, созданные излишние деньги могут инициировать валютную
177
спекуляцию и оказать давление на валютные резервы”.
Типология сценариев финансовых кризисов
Финансовые кризисы вызываются: внутренними причинами (национальные экономические циклы (вторичные по отношению к глобальным), сверхконцентрации отдельных рисков, политический риск); внешними воздействиями (циклы мировой экономики, финансовые инфекции, спекулятивные атаки).
Циклический механизм финансового кризиса
Экономический кризис - соединение социальной, экономической и политической сущностей. Они - часть длинных циклов (больших волн в несколько десятилетий), на их поверхности - волны второго и третьего порядка. Кризисы, связанные с ними, могут быть не менее разрушительны, чем кризисы на подошвах длинных циклов. Кризисы невозможно отменить. Они неизбежны периодически. Их можно заранее диагностировать, смягчить, сделать менее болезненными, но отменить нельзя. Они - часть объективно существующих жизненных циклов обществ.
Раз за разом, на долгих подъемах и в мыльных пузырях толпа, входящая на рынок, верит, что это новый дивный мир, всегда растущий, всегда сулящий прогресс, на новых высотах цен, с которых никогда не опустится.
Но в глубине души, звериным чутьем, бессознательно уверена, что это самообман и блеф, что, толкаясь, нужно бежать с рынка при первом сгущении над горизонтом, потому что за ним - грозовой фронт.
Вставка
Алчность всеми проклята. Жадность заклеймена. «Корыстолюбивый расстроит дом свой». Когда рушатся рынки и валятся экономики, нет более ненавистных существ, чем люди денег, еще раз утопившие мир. «Мы не можем позволить, чтобы бремя от бесконечной жадности немногих легло на плечи всех».
Но мы посмеиваемся. Мы знаем, что проскочат пять лет, пробегут еще десять, и новые коммьюнити будут снова верить в вечный рост, в невиданную силу рынков, в галактику капитализаций, неизменно набирающую вес. С жадностью рассматривая кривые, быстро ползущие вверх.
Потому что деньги - это метод существования. Это возможность свободного бытия на периферии работающего человечества.
Жадность - мотор человечества. Сердце жадности - риски. Мы их принимаем, мы собираем их в свои корзины, портфели и мешки. Нам нужны новые риски, чтобы жить. Мы их перевариваем, как волки, на ходу.
И вдруг понимаем, что жадный и своекорыстный человек открыл своими деньгами новый мир.

Для наших соотечественников слово «кризис» давно стало чуть ли не привычным. Мы довольно часто слышим его в новостях - ведь экономический кризис в России случается даже чаще, чем раз в десятилетие (если брать период после распада Советского Союза).

Однако не все точно знают, каковы причины экономического кризиса в России, чем это грозит простому гражданину, и когда это закончится. IQReview собрал в одном месте актуальную информацию и ответы на подобные вопросы.

Что такое экономический кризис, и каковы его признаки?

Если обобщить: экономический кризис - это комплекс событий, в ходе которых возникает значительное и резкое падение производства.

Т акая ситуация имеет целый ряд признаков, среди которых:

    Рост уровня безработицы.

    Существенное падение курса национальной валюты.

    Нарушение баланса спроса и предложения на различных рынках товаров и услуг.

    Уменьшение платежеспособности граждан.

    Уменьшение ВВП (или остановка роста - если до этого ВВП стабильно увеличивался).

    Уменьшение темпов и объемов производства в различных секторах промышленности.

    Отток зарубежного капитала.

    Снижение стоимости сырья.

Перечисленные «симптомы» являются лишь основными - на самом деле список проблем в экономике гораздо больше. Проявляются они обычно резко, комплексно (сразу несколько пунктов), и в значительном объеме. К примеру, если за год в стране вырастет уровень безработицы на 5%, то это плохо, но далеко не кризис. А вот если за полгода национальная валюта обесценилась на 30%, упал ВВП, обанкротилось несколько тысяч предприятий, упали характеристики в различных сферах экономики - это уже кризис.

Классификация кризисных ситуаций

Поскольку кризис - это явление крупномасштабное, его можно разбить на различные категории по ряду признаков:

    Частичный или отраслевой. Характеризуется тем, что охватывает отдельную отрасль экономики, не приводя к существенным проблемам в остальных сферах.

    Цикличный. Характеризуется тем, что происходит регулярно (повторяется примерно в равных временных промежутках). Обычно его причины заключаются в устаревании промышленного оборудования и технологий, что приводит к удорожанию продукции. Для преодоления подобных проблем требуется реорганизация структуры производства.

    Промежуточный. Схож с цикличным, отличается тем, что проблемы проявляются не так остро и резко. Также промежуточный кризис не является регулярным - не повторяется примерно в равных временных промежутках.

Также кризисные ситуации можно разделить и по локализации. Происходить они могут как в отдельно взятом регионе, в отдельной стране, нескольких странах (соседствующих), так и в большом количестве стран. Мировой экономический кризис - это и есть последний вариант, когда спад экономики наблюдается в нескольких крупнейших государствах одновременно.

Современная классификация экономики

По классификации NBER (Национальное бюро экономических исследований, США), состояние современной экономики состоит всего из 4 фаз:

Экономический цикл

    Пик (когда экономическая обстановка находится на максимально комфортном уровне).

    Спад (когда стабильность нарушается, и состояние экономики начинает стабильно ухудшаться).

    Дно (самая низкая точка спада).

    Оживление (преодоление низшей точки, после чего следует выход из кризисной ситуации).

Н емного истории: когда еще возникали серьезные кризисы экономики?

Чтобы подтвердить слова о том, что мировой экономический кризис - явление регулярное, приведем список наиболее крупных коллапсов экономики:

    1900-1903 годы. Кризис внезапно начался в большинстве европейских стран, чуть позже - и в США. Этот экономический кризис в России (в те годы - еще Российской Империи) начался еще раньше - в 1899. Причем в России он перерос в затяжную депрессию, которая длилась около десятилетия - до 1909.

    1914-1922, Первая Мировая война. Кризис разразился из-за военных действий, остановивших или серьезно пошатнувших работу тысяч компаний в странах-участниках. Проблемы начались еще до начала военных действий - когда обстановка стала накаляться, и на финансовых рынках началась паника.

    «Ножницы цен», 1923. Коллапс, затронувший экономику «молодого» СССР. Возник из-за отсутствия баланса между ценами на промышленные и на сельскохозяйственные товары.

    «Великая депрессия», 1929-1939. Сильнее всего отразился на США и Канаде, в меньшей мере - Франции, Германии, ощущался и в других развитых странах. Причины этого коллапса точно не установлены, существует несколько версий. Разразился он после биржевого краха в США, на Уолл-стрит (именно оттуда и пошло выражение «черный понедельник»).

    1939-1945, Вторая Мировая война. Естественно, что столь масштабные военные действия привели в упадок экономики как всех стран-участников, так и отразились на других государствах.

    Нефтяной кризис (или нефтяное эмбарго), 1973. Начался из-за отказа ряда стран (арабские государства, являющиеся членами ОАПЕК, Египет, Сирия) поставлять нефть в Японию, США, Нидерланды, Канаду, Великобританию. Главной задачей этой акции являлось давление на эти страны за поддержку Израиля в военном конфликте против Сирии и Египта. Этот экономический кризис России (СССР в то время) не принес негативных последствий. Наоборот: существенно выросли поставки нефти из Союза, а ее стоимость за 1 год возросла с 3 до 12$ за баррель.

    Распад СССР, конец 80-х и начало 90-х. Ситуация, приведшая к распаду Союза, развивалась под давлением нескольких факторов: санкции со стороны Запада, снизившиеся цены на нефть, отсутствие достаточного количества товаров широкого потребления, высокий уровень безработицы, военные действия в Афганистане, общее недовольство правящей верхушкой. Коллапс сильно отразился на странах Союза, в меньшей мере - на государствах, расположенных по соседству (из-за ухудшения или полного прекращения сотрудничества).

    Российский кризис, 1994. После развала Союза экономическая обстановка РФ находилась в плачевном состоянии, и с 1991 по 1994 год ситуация стабильно ухудшалась. Причинами проблем являлись ошибки при приватизации государственного имущества, потеря экономических связей, устаревшие технологии и оборудование на производствах.

    Российский дефолт, 1998. Развился из-за невозможности выплачивать государственные долги. Предпосылкой стал кризис в Азии, резкое падение цен на нефть и резкий рост курса доллара по отношению к рублю (с 6 рублей до 21 рубля всего за неполный месяц). Выход из ситуации был затяжным и сложным, и растянулся на несколько лет (для разных сфер экономики занял разный срок).

    Азиатский финансовый кризис, 1997-1998 (одна из причин российского дефолта). В той или иной мере отразился на всех государствах планеты. Развился из-за очень быстрого роста экономик азиатских стран, из-за чего в них начался массовый приток иностранного капитала. Как следствие - это привело к «перегреву», резким колебаниям на финансовом рынке и рынке недвижимости, и в дальнейшем - их дестабилизации и падению.

    2008-2011. Масштабы и последствия экономического кризиса сопоставимы с «Великой депрессией». Коллапс резко развился в США, начавшись с финансового кризиса. Перекинувшись на еврозону, он продлился еще дольше - до 2013 года. На российском сегменте кризис отразился слабо, и основные его последствия были преодолены еще в 2010.

    Текущий кризис (с 2014 года). Отразился на многих странах резким снижением стоимости нефти. Также влияние оказывают и санкции, которые нарушили экономические отношения между странами Запада и Российской Федерацией.

Экономическая ситуация в России: краткая история текущего кризиса

Поскольку последний крупный кризис для России еще не закончился, на нем следует остановиться подробнее.


Экономическая ситуация России

Одними из первых причин его развития стали «украинские события», в ходе которых полуостров Крым перешел от Украины к России. Также Российская Федерация начиная с первой половины 2014 года регулярно обвиняется во введении войск в Донецкую и Луганскую области Украины. Доказательства этих обвинений до сих пор отсутствуют, однако они все равно продолжают озвучиваться.

Для оказания давления на «агрессора» странами Запада (США и рядом европейских государств) были введены санкции в отношении РФ. Ограничения коснулись промышленного и финансового секторов, что привело к резкому ухудшению состояния из-за того, что ряд компаний лишился возможности получать «дешевые» кредиты за рубежом и покупать иностранное оборудование (сырье, технологии).

Параллельно с этим стали быстро снижаться цены на нефть. С 2012 по середину 2014 они находились в диапазоне 100-115$ за баррель, а уже в декабре 2014 достигли отметки 56.5$ (самая низкая точка с 2009 года). После этого стоимость нефти не стабилизировалась, а регулярно колебалась, причем при падении достигала отметки и 27.5$ за баррель (впервые с 2003).

Из-за того, что экономика РФ во многом зависела именно от экспорта нефти, это быстро привело к ухудшению экономики во всех ее отраслях (в дополнение к ухудшению, возникшему из-за санкций).

Сейчас (на начало 2017 года) страна из экономического кризиса постепенно выходит. Стоимость нефти стабилизировалась, и с осени 2016 года удерживается в коридоре 50-57 $ за баррель. Вместе со стоимостью сырья стабилизировалась и национальная валюта - около 55-60 рублей за доллар.

Чем такие проблемы грозят обычному гражданину?

Кризис ощущают не только компании в различных секторах экономики. Не меньшее влияние он оказывает и на обычного гражданина. Неблагоприятная обстановка приводит к следующим последствиям:

    Снижается зарплата (или замедляется, или останавливается ее рост).

    Снижается покупательская способность (из-за роста цен, уменьшающейся зарплаты, стремления экономить).

    Приходится отказываться от привычного набора продуктов, развлечений.

    Ухудшаются возможности в получении медицинской помощи, образования.

    Сокращаются рабочие места (это может привести как к увольнению, если у человека есть работа, так и усложняет поиски тем, кто ее ищет).

    Уменьшается выбор товаров в магазинах (не всегда, не критично, и не во всех сферах).

Прибавьте к этому и другие - нематериальные - проблемы. У населения, уровень жизни которого падает, ухудшается настроение - у каждого гражданина в отдельности. Если ситуация затягивается, может нарастать социальная напряженность: падает доверие к правительству, граждане активнее проявляют свое недовольство (в Сети, на митингах).

Причины возникновения кризиса

Теорий и объяснений причин кризисов существует немало, однако одной из наиболее распространенных является марксистская версия. Выдвинутая еще Карлом Марксом (1-й том «Капитала», 1867 год), она достаточно точно описывает суть проблемных ситуаций в экономике. Карл Маркс отмечал, что до конца XVIII века (до промышленной революции, когда во многих странах стало стремительно развиваться производство) не существовало регулярных циклов подъемов и спадов в экономике.

Согласно этой теории, кризис является неотъемлемой частью капиталистической экономики. Какой бы стабильной, надежной и сбалансированной не была экономическая система государства - кризисные ситуации в ней все равно случались, случаются и будут случаться дальше. Их можно «укротить», ослабить их воздействие, сделать более редкими, но полностью избавиться от них нельзя.


Раздача бесплатной еды безработным во время Великой Депрессии (США)

По словам автора, это объясняется тем, что любой капиталист (владелец предприятия) стремится к увеличению прибыли. Для этого нужно продать как можно больше товаров при наименьшей себестоимости их производства. То есть объемы производимой продукции достигаются максимальные.

Однако никто не контролирует баланс между общей стоимостью производимых товаров и реальными зарплатами населения (которое получает всегда меньше, чем производит - иначе капиталист не получал бы прибыли). Как результат, со временем это приводит к тому, что у владельца производства падает прибыль.

Чтобы этого избежать, он начинает предпринимать активные действия, которые направлены либо на наращивание объемов товаров, либо на дальнейшее снижение себестоимости производства. Когда это не помогает - начинаются сокращения на предприятиях вплоть до их банкротства. В результате растет безработица, освободившееся место на рынке стремятся захватить конкуренты, которые далее столкнутся с теми же проблемами.

Если обобщить, то каждый новый экономический кризис возникает из-за отсутствия баланса между производством и потреблением товаров и услуг.

Если оценивать более узко, то среди причин проблем можно выделить:

    Неконтролируемый рост инфляции.

    Ориентирование на какую-то одну отрасль экономики и недостаточное внимание к остальным сферам.

    Политическая нестабильность.

    Ошибки в управлении.

    Устаревание производства.

    Выпуск неконкурентоспособной продукции, которая уступает импортным товарам, и при этом стоит не дешевле (или ненамного дешевле) их.

Пути выхода из кризиса

К аждая кризисная ситуация - индивидуальна, и поэтому единого «рецепта» по ее преодолению не существует. Однако можно обобщить несколько основных шагов, которые необходимо предпринять власти для решения проблемы:

    Диверсификация бюджетных средств: создание максимального количества путей получения дохода. В этом случае из-за падения производства в какой-то одной отрасли (как сейчас в России - цен на нефть) экономика в целом пострадает меньше.

    Создание рабочих мест - для повышения занятости населения. Для бюджета это полезно тем, что будет поступать больше средств в виде налогов, и, вдобавок, население будет больше тратить, стимулируя производство. Чтобы создавать рабочие места, необходимо поддерживать благоприятную атмосферу для ведения бизнеса.

    Сдерживание инфляции.

    Финансовый контроль: за обменным курсом, за процентной ставкой.

    Информирование населения и предприятий: о текущей обстановке, о прогнозах и перспективах, о рекомендациях по преодолению проблем.

    Обновление промышленной сферы: оборудования, технологий.

    Поддержка ключевых отраслей экономики, при необходимости - корректировка распределения бюджета (снижение расходов на менее важные отрасли и увеличение расходов на более важные).

О развитии и причинах финансовых кризисов (видео)

На протяжении почти двухвекового периода становления и развития мирового индустриального общества в экономике многих стран происходили кризисы, во время которых наблюдался нарастающий спад производства, скопление нереализованных товаров на рынке, падение цен, крушение системы взаимных расчетов, крах банковских систем, разорение промышленных и торговых фирм, резкий скачок безработицы.
В специальной литературе экономический кризис характеризуется как нарушение равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.

Кризисы сопровождают всю историю человеческого общества. Вначале они проявлялись как кризисы недопроизводства сельскохозяйственной продукции, с середины XIX века - как нарушение равновесия между промышленным производством и платёжеспособным спросом.

Экономические кризисы до XX века ограничивались пределами одной, двух или трех стран, затем стали приобретать международный характер. Несмотря на то, что в последние десятилетия мировым сообществом созданы механизмы по предотвращению мировых кризисов (укрепление государственного регулирования хозяйственных процессов, создание международных финансовых организаций, проведение мониторинга и др), как свидетельствует история мировых экономических катаклизмов, ни точно предсказать, ни тем более избежать их не возможно. В Евразии и Америке на протяжении почти двух веков экономические кризисы случались около 20 раз.

Первый мировой экономический кризис , который нанес удар народному хозяйству и общественной жизни одновременно США, Германии, Англии и Франции произошел в 1857 году . Кризис начался в США. Причиной послужили массовые банкротства железнодорожных компаний и обвал рынка акций. Коллапс на фондовом рынке спровоцировал кризис американской банковской системы. В том же году кризис перекинулся на Англию, а затем на всю Европу. Волна биржевых волнений прокатилась даже по Латинской Америке. В период кризиса производство чугуна в США сократилось на 20%, потребление хлопка на 27%. В Великобритании больше всего пострадало судостроение, где объём производства упал на 26%. В Германии на 25% сократилось потребление чугуна; во Франции ‑ на 13% выплавка чугуна и на столько же потребление хлопка; в России выплавка чугуна упала на 17%, выпуск хлопчатобумажных тканей - на 14%.

Очередной мировой экономический кризис начался в 1873 году с Австрии и Германии. Кризис 1873 года рассматривается как крупный международный финансовый кризис. Предпосылкой для кризиса был кредитный подъем в Латинской Америке, подпитываемый из Англии, и спекулятивный подъем на рынке недвижимости в Германии и Австрии. Австро-германский подъем закончился крахом фондового рынка в Вене в мае. Фондовые рынки в Цюрихе и Амстердаме также обвалились. В США банковская паника началась после сильного падения акций на Нью-Йоркской фондовой бирже и банкротства главного финансиста и президента Объединенной Тихоокеанской железной дороги Джей Кука. Из Германии в Америку кризис перекинулся из-за отказа германских банков пролонгировать кредиты. Так как американская и европейская экономика впали в фазу рецессии (спад производства), экспорт стран Латинской Америки резко сократился, что привело к падению доходов государственных бюджетов. Это был самый продолжительный в истории капитализма кризис: он завершился в 1878 году.

В 1914 году произошел международный финансовый кризис, вызванный началом Первой мировой войны. Причина ‑ тотальная распродажа бумаг иностранных эмитентов правительствами США, Великобритании, Франции и Германии для финансирования военных действий. Этот кризис, в отличие от других, не распространялся из центра на периферию, а начался практически одновременно в нескольких странах после того, как воюющие стороны стали ликвидировать иностранные активы. Это привело к краху на всех рынках, как товарных, так и денежных. Банковская паника в США, Великобритании и некоторых других странах была смягчена своевременными интервенциями центральных банков.

Следующий мировой экономический кризис, связанный с послевоенной дефляцией (повышение покупательной способности национальной валюты) и рецессией (спад производства), произошел 1920-1922 годах. Явление было связано с банковскими и валютными кризисами в Дании, Италии, Финляндии, Голландии, Норвегии, США и Великобритании.

1929-1933 годы - время Великой депрессии

24 октября 1929 года (Черный Четверг) на Нью-Йоркской фондовой бирже произошло резкое снижение акций, ознаменовавшее начало крупнейшего в истории мирового экономического кризиса. Стоимость ценных бумаг упала на 60‑70%, резко снизилась деловая активность, был отменен золотой стандарт для основных мировых валют. После Первой мировой войны экономика США развивалась динамично, миллионы держателей акций увеличивали свои капиталы, быстрыми темпами рос потребительский спрос. И все в одночасье рухнуло. Самые солидные акции: Американской компании телефонов и телеграфа, Всеобщей электрической компании и Всеобщей компании двигателей - потеряли в течение недели до двухсот пунктов. К концу месяца держатели акций лишились свыше 15 млрд. долларов. К концу 1929 года падение курсов ценных бумаг достигло фантастической суммы в 40 млрд. долларов. Закрывались фирмы и заводы, лопались банки, миллионы безработных бродили в поисках работы. Кризис бушевал до 1933 года, а его последствия ощущались до конца 30-х годов.

Промышленное производство во время этого кризиса сократилось в США на 46%, в Великобритании на 24%, в Германии на 41%, во Франции на 32%. Курсы акций промышленных компаний упали в США на 87%, в Великобритании на 48%, в Германии на 64%, во Франции на 60%. Колоссальных размеров достигла безработица. По официальным данным, в 1933 году в 32 развитых странах насчитывалось 30 млн. безработных, в том числе в США 14 млн.

Первый послевоенный мировой экономический кризис начался в конце 1957 года и продолжался до середины 1958 года. Он охватил США, Великобританию, Канаду, Бельгию, Нидерланды и некоторые другие капиталистические страны. Производство промышленной продукции в развитых капиталистических странах снизилось на 4%. Армия безработных достигла почти 10 млн. человек.

Экономические кризис, начавшийся в США в конце 1973 года по широте охвата стран, продолжительности, глубине и разрушительной силе значительно превзошёл мировой экономический кризис 1957-1958 годов и по ряду характеристик приблизился к кризису 1929-1933 годов. За период кризиса в США промышленное производство сократилось на 13%, в Японии на 20%, в ФРГ на 22%, в Великобритании на 10%, во Франции на 13%, в Италии на 14%. Курсы акций только за год - с декабря 1973 по декабрь 1974 - упали в США на 33%, в Японии на 17%, в ФРГ на 10%, в Великобритании на 56%, во Франции на 33%, в Италии на 28%. Число банкротств в 1974 году по сравнению с 1973 годом выросло в США на 6%, в Японии на 42%, в ФРГ на 40%, в Великобритании на 47%, во Франции на 27%. К середине 1975 года число полностью безработных в развитых капиталистических странах достигло 15 млн. человек. Кроме того, более 10 млн. были переведены на неполную рабочую неделю или временно уволены с предприятий. Повсеместно произошло падение реальных доходов трудящихся.

В 1973 году произошел также первый энергетический кризис, который начался с подачи стран - членов ОПЕК, снизивших объемы добычи нефти. Таким образом добытчики черного золота пытались поднять стоимость нефти на мировом рынке. 16 октября 1973 года цена барреля нефти поднялась на 67% - с $3 до $5. В 1974 году стоимость нефти достигла $12.

Черный понедельник 1987 года . 19 октября 1987 года американский фондовый индекс Dow Jones Industrial обвалился на 22,6%. Вслед за американским рынком рухнули рынки Австралии, Канады, Гонконга. Возможная причина кризиса: отток инвесторов с рынков после сильного снижения капитализации нескольких крупных компаний.

В 1994‑1995 годах произошел Мексиканский кризис

В конце 1980-х годов мексиканское правительство проводило политику привлечения инвестиций в страну. В частности, чиновники открыли фондовую биржу, вывели на площадку большинство мексиканских госкомпаний. В 1989‑1994 годах в Мексику хлынул поток иностранного капитала. Первое проявление кризиса ‑ бегство капитала из Мексики: иностранцы стали опасаться экономического кризиса в стране. В 1995 году из страны было уведено $10 млрд. Начался кризис банковской системы.

В 1997 году ‑ Азиатский кризис

Самое масштабное падение азиатского фондового рынка со времен Второй мировой войны. Кризис - следствие ухода иностранных инвесторов из стран Юго-Восточной Азии. Причина - девальвация национальных валют региона и высокий уровень дефицита платежного баланса стран ЮВА. По подсчетам экономистов, азиатский кризис снизил мировой ВВП на $2 трлн.

В 1998 году ‑ Российский кризис

Один из самых тяжелых экономических кризисов в истории России. Причины дефолта: огромный государственный долг России, низкие мировые цены на сырье (Россия ‑ крупный поставщик нефти и газа на мировой рынок) и пирамида государственных краткосрочных облигаций, по которым правительство РФ не смогло расплатиться в срок. Курс рубля по отношению к доллару в августе 1998 года ‑ январе 1999 года упал в 3 раза ‑ c 6 руб. за доллар до 21 руб. за доллар.

Начало очередного мощного экономического кризиса специалисты прогнозировали к 2007‑2008 годам. В Америке предсказывалось разорение нефтяных рынков, в Евразии ‑ полное поражение доллара.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

"Финансы", 2009, N 1
МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Особенностью современной сложной ситуации в мировой экономике является наложение друг на друга сразу двух кризисов: кризиса международных кредитно-денежных отношений и кризиса в финансовом секторе США. Оба эти кризиса связаны между собой, и хотя их совпадение во времени - случайность, но развитие и обострение каждого из них вполне закономерно и даже неизбежно. Причины, лежащие в основе каждого из этих кризисов, вполне очевидны и загадок для беспристрастного наблюдателя не составляют.
Первый кризис "созрел" на двух подрывных зарядах, заложенных в нынешний механизм международных кредитно-денежных отношений.
Первый заряд - это возведение в статус "международных валютных резервов" денежной единицы одного государства (эмитируемой даже не государством, а просто сообществом частных банков - акционеров ФРС США). Второй - отказ американского государства каким-либо образом обеспечивать товарную основу этой денежной единицы (через отмену гарантированного золотого содержания доллара).
В результате желание всякого государства накапливать свои валютные резервы требовало дополнительной эмиссии американских долларов.
В самом этом явлении нет ничего страшного; так любые два лица (или государства - например, США и Евросоюз, которые взаимно снабжают друг друга и все остальные страны валютными "резервами" в долларах и в евро) могут выпустить в пользу друг друга по векселю на сумму, например, в 1 млрд долл., и затем оба они могут пустить эти векселя в свободный коммерческий оборот (в оплату своих закупок, как залог для приобретения имущественных активов, и т.д.). Денежный и товарный обороты от этих двух лишних миллиардов долларов никак не пострадают при условии, что ни у кого не возникнет сомнений в: а) готовности и способности эмитентов погасить эти векселя в срок; б) неизменности стоимостной величины каждого из этих векселей.
Но США как раз именно это и сделали - сняли с себя и со своих банков всякие обязательства за эмитируемые ими доллары. В итоге все страны - владельцы долларовых "валютных" резервов принуждены были иметь в своем обороте и рассчитываться по свои долгам неденежными (и нетоварными) долговыми обязательствами некоторой неопределенной группы лиц (деньги, как известно, представляют товар - универсальный эквивалент (измеритель) стоимости, а банкиры с Уолл-стрит, контролирующие деятельность ФРС, как единое сообщество никак себя не идентифицируют). Это - второй подрывной заряд, заложенный США под мировую валютно-кредитную систему, уже только по своему произволу, даже без формальных консультаций с другими странами.
Однако и в этом еще не было бы ничего страшного, если бы все страны хранили свои "резервы" в виде долларовых бумажных банкнот в своих сейфах (как это и сейчас делают граждане разных стран, которые держат на руках примерно 460 млрд наличных долларов США). На самом же деле получалось так, что эти страны взялись помещать свои доллары на счета в тех же американских банках, которые эти доллары и эмитировали (впрочем, осуждать их трудно, поскольку они стремились как-то минимизировать свои потери от снижения товарного "наполнения" американского доллара). Американские же банки в этом случае столкнулись с проблемой размещения этих лишних долларов (изначально американским рынком никак не востребованных). Вот эти банки и пустились во все тяжкие: финансирование "пузырей" на фондовом рынке, льготное кредитование диктаторских режимов во всем мире, раздача дешевых ипотечных кредитов практически без всякого контроля за заемщиками и т.д.
Но - что самое негативное - именно за счет этих средств американские банки и другие финансовые институты стали формировать международные "горячие деньги", которые начали кочевать по фондовым и валютных рынкам разных стран, раскачивая и ввергая их в постоянные подъемы и кризисы. И кстати, эти же "горячие деньги" как неконтролируемые никаким государством денежные фонды явились и источником, и средством финансирования незаконной торговли оружием, наркотиками, деятельности террористических организаций (в международной прессе уже немало писалось о неких анонимных организациях и фондах, совершающих невероятно успешно биржевые операции в привязке к датам совершения особенно громких террористических актов).
Следует подчеркнуть, что на всем протяжении развития капитализма такой ситуации никогда не возникало - и даже возникнуть не могло, поскольку по взаимным долгам страны всегда платили (либо товарными поставками, либо универсальным денежным товаром - золотом, серебром и т.д.), и ни одной стране никогда не позволялось финансировать свои потребности за счет бесконтрольного и беспредельного наращивания своих долгов.
Далее, с течением времени, лишние долларовые "валютные резервы" действительно стали лишними - как только страны - владельцы этих "резервов" поняли, что предъявлять эти "резервы" им просто некому и что сама товарная ценность этих "резервов" зависит от них самих: как только они попытаются теми или иными способами избавиться от них, их обменная ценность (валютный курс доллара США) будет прогрессивно падать. Сейчас основные кредиторы США стремятся обменять свои бессрочные долларовые активы на долговые бумаги правительства США (казначейские обязательства), которые имеют короткий срок действия и по которым США должны платить проценты (хотя США уже заговорили о возможности максимального "удлинения" срока погашения таких обязательств; называется срок даже в 100 лет, но вопрос в том, согласятся ли кредиторы США на такие сроки).
Китай во всяком случае уже заявил о своем нежелании поддерживать и дальше пирамиду американских долгов. Только что стало известно о создании Китайской инвестиционной компании, в обязанности которой вменяется управление валютными резервами этой страны (общая сумма - более 1,9 трлн долл. США, из них до 75% - активы в американских долларах). Китайское руководство при этом приняло решение сократить долю американских долларов в своих резервах, но увеличить долю золота - с настоящих 600 т до 3 - 4 тыс. т. Кроме того, наращивать свой профицит в торговле с США Китай также больше не будет (таким образом, США теряют возможность приобретать китайские товары в обмен за бумажные доллары), а займется вопросами наращивания внутреннего потребления в стране.
Вслед за Китаем и другие страны часть своих резервов начинают переводить в другие валюты (евро, фунты стерлингов). Однако это только временные меры, далее вновь встает проблема трансформации этих резервов в реальные ценности в условиях их ускоренного обесценения. Таким образом, международные финансовые отношения вполне закономерно оказались в кризисной ситуации: рынок, как и любой другой общественный или технический механизм, не может существовать без твердого и надежного мерительного эквивалента (достаточно попробовать представить себе строительство дома с помощью метровой линейки, число сантиметров в которой постоянно уменьшается). И действительно, и в науке, и среди экономистов-практиков давно распространено мнение, что судьбу мировой финансовой системы нельзя оставлять в руках правительства одного государства (любого, пусть даже и не столь безответственного, как правительство США). Разработан целый ряд достойных рассмотрения предложений, включая "приватизацию" денег (вывод денег из-под ведения правительства, предлагаемый экономистами австрийской школы), возврат к золотому стандарту, введение региональных валют и т.д.
В частности, важнейшей представляется идея о возвращении к реальным мировым деньгам. Среди всех обсуждаемых вариантов, на наш взгляд, национальным интересам России как страны, богатой естественными ресурсами, более всего соответствует предложение о переходе на мировую валюту, основанную на нефти.
В этом случае любая страна может создавать свои валютные резервы в нефтяных запасах, обеспечиваемых общим пулом нефтедобывающих стран. Одновременно предлагается создать систему мирового центрального банка, который займется контролем за этими запасами нефти по месту их нахождения (в резервируемых месторождениях или в искусственно созданных резервуарах; сейчас эту идею уже реализуют рыночные спекулянты, которые закупают нефть для хранения прямо в танкерах), что гарантирует собственнику такого валютного нефтяного резерва неограниченные права в его использовании (продажу, передачу в виде залога и т.д.).
Такой резерв в нефтяных активах однозначно лучше долларового резерва (за последние 20 лет, при всех последних ценовых колебаниях, нефть выросла против доллара не менее чем в 10 раз), обеспечивает стране - собственнику такого резерва определенный уровень энергетической безопасности и - что самое главное - полностью устраняет возможности манипулирования стоимостью нефтяной валюты в интересах какой-либо одной страны (если спекуляции с тем же долларом будут оказывать негативное влияние на нефтяной рынок, то страна - собственник такого резерва может просто использовать его как производственный ресурс). И кроме того, поскольку деньгам будет возвращена их изначальная товарная форма, то всякое государство (и даже любое частное лицо) сможет на абсолютно законной основе самостоятельно "делать" деньги - т.е. разведывать, добывать, покупать и затем накапливать нефть как законный денежный актив (кстати, США уже давно именно так и поступают: покупают арабскую нефть и закачивают ее в подземные хранилища).
Другим вариантом может быть создание искусственной денежной единицы, основанной на корзине основных стратегических продуктов (нефти, газа, золота, некоторых других цветных металлов, составляющих набор с определенными фиксированными "весами" для каждого из этих компонентов). Для такой валюты остаются те же преимущества: твердое товарное содержание и независимость от произвольного вмешательства какого-либо одного государства или международной организации.
Что же касается более длительной перспективы, то, на наш взгляд, назрел переход к единой общемировой энергетической валюте (через которую по твердой формуле будет выражаться энергетическая ценность нефти, газа, угля, торфа и т.д.). Такой вариант наиболее соответствует существующей экономической ситуации, когда фактическим ограничителем и мерой стоимости многих товаров служат энергетические затраты на их производство. Другое преимущество такого варианта состоит в том, что он автоматически переводит проблему экономии энергии в разряд накопления денег, что резко повысит привлекательность всех действующих и будущих программ энергосбережения.
Другой серьезной проблемой, как уже отмечалось выше, является бесконтрольное накопление государственных (суверенных) долгов - притом что значительная часть их формируется как "мировые валютные резервы", без даже и формальной обязанности стран-должников (США и ЕС) по их погашению.
Для решения этой проблемы можно предложить следующее:
а) установить порядок регулярного взаимопогашения и разрешения государственных долгов, закрепив обязанность проведения таких периодических сессий за одной из действующих (МВФ, МФРР, ВТО) или вновь создаваемых международных организаций, - каждые пять лет, с подготовкой и подписанием соответствующих двусторонних или многосторонних соглашений;
б) разработать и утвердить, на международном уровне, порядок конвертации суверенного долга в "капитал" (финансовые активы, производственные объекты, природные ресурсы и т.д.), который будет использоваться для принудительного разрешения вопроса о неоплате долга в отношении стран, не способных обеспечить иные способы регулирования своей задолженности на договорной (взаимосогласованной) основе;
в) ввести порядок личной международной ответственности руководителей государств за избыточное накопление внешнего суверенного долга, например, через затребование подтверждения прироста долга единогласным решением парламента (при непарламентских режимах власти - на общенародном референдуме, проводимом под международным контролем, или другим аналогичным образом).
В конечном счете все эти меры призваны существенно сократить возможности злоупотреблений руководителей отдельных государств своими правами - в смысле конвертации прироста долга своей страны в прирост своего личного состояния.
Второй кризис - кризис финансового сектора США (который сейчас начинает захватывать и другие страны и уже реально грозит мировой экономической рецессией, как это уже случилось в 30-е годы прошлого века) имеет причины также вполне явные и давно известные. Это - ситуация "конфликта интересов" у ведущих операторов финансовых рынков и отсутствие действенного механизма их личной ответственности за свои действия.
"Конфликт интересов" заключается в том, что посредники, действующие на финансовых рынках, наряду с выполнением поручений клиентов по приобретению и продаже валюты, фондовых ценностей, заключению спекулятивных сделок на бирже и т.д., одновременно могут выполнять те же самые операции за свой счет и в свою пользу. Такая ситуация дает им возможность манипулировать поручениями клиентов и даже их средствами в пользу извлечения повышенных спекулятивных доходов лично для себя. И при таких высоких доходах все риски по сделкам они полностью возлагают на своих клиентов.
Если иметь в виду, что валютные и фондовые биржи в их нынешней ситуации - это площадки, где люди играют на деньги, то только в этом единственном варианте азартных игр посредникам разрешено принимать участие наравне с их клиентами. Во всех остальных видах азартных игр крупье, банкометам и т.д. категорически запрещено, прямо или косвенно, принимать участие в этой игре (и тем более играть непосредственно против клиентов). А для бирж, например, игра против клиента или с использованием инсайдерской информации - обычное дело. Принимаемые против последних злоупотреблений законы или внутрибиржевые ограничения, как правило, оказываются бездейственными.
Проблема ответственности финансовых посредников также известна не первый год. В основе всякого валютного и биржевого кризиса лежат действия банков и крупных спекулянтов, которые в периоды надувания "пузырей" получают невероятные прибыли, а в периоды спада предоставляют все потери нести их клиентам. Недавний крах практически всей индустрии инвестиционных банков в США показал, что их топ-менеджеры уже перевели на свои личные счета (в виде окладов, премий и бонусов) многомиллионные суммы не только прибылей от спекулятивных операций, но и значительную долю капиталов акционеров этих банков (сейчас правительству США предлагается компенсировать эти потери капитала за счет средств налогоплательщиков). Как заявил Председатель Комитета по надзору и реформам Палаты представителей Конгресса США Генри Ваксман, "пока руководители "Леман Бразерс" богатели, американская экономика двигалась к пропасти".
Такая ситуация уже подвергается жесткой критике и со стороны лидеров ряда европейских стран. Так, Николя Саркози прямо заявил, что пора создать "такой капитализм, при котором финансы будут находиться на службе предприятий и граждан, а не наоборот". Такая же позиция просматривается в Декларации стран - участниц "Группы двадцати", принятой по итогам их встречи в Вашингтоне 15 ноября 2008 г. и впервые провозгласившей совместное желание стран "повысить транспарентность финансовых рынков" и их стремление "обеспечить, чтобы все финансовые рынки, продукты и участники рынка подпадали под действие норм регулирования и контроля". А также открыто поставлена цель - "реформирование международных финансовых организаций".
Какой вывод из этих событий должна сделать Россия? Придерживаться ли по-прежнему нынешнего курса или приступить, по примеру Запада, к спешному "огосударствлению" сектора финансовых услуг? На наш взгляд, уже пришло время отказаться от привычной традиции бездумно "списывать" у Запада все, что попало под руку (начиная с НДС и кончая дикой биржевой игрой). И если посмотреть внимательнее, то и сейчас на Западе вовсе не все валится с ног. В США более 17 тыс. банков, а терпят бедствие не более десятка из них (правда, наиболее крупные), в промышленности трудности испытывают в основном отрасли и компании, наиболее обремененные долгами (когда кредиты брались под залог собственных акций, потерявших значительную часть своей стоимости в результате кризиса) или особыми социальными обязательствами (например, в цене любого американского автомобиля более тысячи долларов составляют платежи компаний в корпоративные пенсионные фонды - сверх прочих обязательных социальных платежей и налогов).
Пример прошлого (компания Генри Форда, который принципиально не пользовался кредитами банков и не участвовал в биржевой игре, практически безболезненно пережила кризис и депрессию 1930-х годов) и современная действительность доказывают, что производственный сектор может быть вполне надежно защищен от биржевых потрясений простыми мерами собственной осмотрительности и предостерегающими действиями со стороны властей (в отношении последнего яркий пример обратного - требования Центробанка РФ в конце 1990-х годов формировать резервы банков за счет приобретения в качестве "супернадежных" активов ГКО).
Если проанализировать все эти факты и явления, то становится очевидным, что именно игнорирование действительности в действиях властей западных стран и приводит к столь печальным последствиям. Что же нужно для построения и регулирования сектора финансовых услуг в нашей стране, основанного на современных реалиях рыночной экономики?
В первую очередь необходимо ввести лицензирование и установить жесткие правила финансовой ответственности для любых лиц, осуществляющих посреднические функции на финансовых рынках. Для этих целей должна быть создана Ассоциация (гильдия) лицензированных финансовых посредников (АФП) с подразделениями по группам: банкиры, страховщики, биржевые (фондовые, товарные и т.д.) маклеры, прочие. Далее специальным законом должно быть установлено, что только лицам, являющимся членами данной АФП, разрешается вести лично, самостоятельно или в группе, деятельность "финансового посредничества", занимать любые ответственные посты в организациях, осуществляющих деятельность "финансового посредничества", а также контролировать любым образом такие организации. Кроме того, этим же законом должно быть установлено, что АФП несет прямую финансовую (солидарную) ответственность за действия своих членов. Эта ответственность должна быть застрахована в надежных страховых компаниях, выплата страховой премии осуществляется за счет членских взносов членов АФП.
При таком порядке АФП в целом и все ее члены будут заинтересованы немедленно исторгать из своих рядов любых лиц, в отношении которых будут хотя бы малейшие подозрения в их непорядочности, допускающих злоупотребления, нарушающих законы и т.д. (серьезная санкция, поскольку с исключением из АФП это лицо лишается всякой возможности действовать в этой сфере). Соответственно, и при приеме в члены АФП каждый кандидат должен будет представить доказательства своей квалификации, порядочности и законопослушания. Никакой фаворитизм в этом случае не будет возможен, поскольку никто из членов АФП не захочет рисковать своими деньгами в случае злоупотреблений возможного новобранца.
Далее, кризис в банковской сфере также показал, что принятые схемы регулирования банковской деятельности устарели и что наращивание капиталов коммерческих банков никак не способствует ни доверию к ним, ни ограждению их от риска банкротства. Очевидно также, что и в этой сфере необходимо отказаться от привычного огульного подхода: прежде - "все банки должны быть частными", сейчас - "все банки - укрупнить" или "все банки - национализировать".
На самом деле для нормализации деятельности банковского сектора необходимы одновременно как национализация (с укрупнением ведущих банковских структур), так и либерализация (с целью расширения свободы предпринимательства для граждан и в этом важном секторе). Целью первой меры является ограждение публичных интересов (граждан и предприятий) от злоупотреблений банкиров, целью второй - создание нормальной конкурентной среды в сфере коммерческого финансового посредничества. При этом надо точно определить, что и как надо национализировать и что и где - либерализировать.
Следует законодательно установить, что за состояние расчетов в стране полную ответственность несет государство. Такая ответственность обеспечивается созданием единой Национальной расчетной системы (НРС), в которой каждому физическому или юридическому лицу гарантируется открытие его личного жиросчета. В функции кредитования НРС должна быть ограничена правом "продажи" свободных денежных ресурсов другим учреждениям банковского сектора.
Кроме того, государство осуществляет особый контроль за деятельностью ограниченного числа банковских структур, которым разрешено проведение расчетных операций на национальном уровне.
В связи с этим должен быть реализован переход к трехуровневой банковской системе, при которой первый уровень будут составлять НРС (с монополией на общенациональные расчеты и с правом неограниченного открытия корсчетов в иностранных банках); универсальные национальные банки (не более 4 - 5, с долей в их капитале государства не менее 25% и при условии, что ни один другой акционер или связанная между собой группа акционеров не может владеть более 3% капитала; с правом неограниченного открытия корсчетов в иностранных банках и с собственным капиталом не менее 50 млрд долл.); специализированные банки - действуют в национальном или международном масштабе, но строго в рамках своей специализации - банк для внешней торговли, банк проектного финансирования, банк гарантирования и страхования экспортных кредитов и другие.
Второй уровень будут составлять банки, действующие на основании региональной лицензии (универсальные банки с правом расчетного обслуживания в пределах региона и с правом иметь ограниченное число корсчетов в иностранных банках (кроме стран - офшорных центров) и специализированные банки с правом открытия филиалов (только в данном регионе)), и третий уровень - банки, действующие на основе местной лицензии (универсальные и специализированные местные однофилиальные банки, корпоративные, профсоюзные и т.д. взаимные банки (кассы взаимопомощи)).
При такой системе государство сможет сконцентрировать свои усилия на обеспечении общей стабильности банковской системы, и в то же время откроются возможности для развития предпринимательской инициативы в банковском секторе на местном уровне (к примеру, ничто не будет мешать созданию местных поселковых, районных и т.п. банков, которые бы на основе мобилизации ограниченных местных резервов оказывали помощь местному (соседскому) бизнесу и содействовали развитию местной инфраструктуры).
И наконец, необходимо существенно ужесточить государственное регулирование биржевой деятельности.
В современной действительности игра на бирже фондовых и товарных спекулянтов ничем не отличается от любой другой азартной игры - на тотализаторе, в казино, через букмекерские конторы и др., но ее возможные последствия далеко не сравнимы с потерями за карточным столом. Соответственно, и социальная, экономическая, финансовая опасность от азартных игр на бирже много выше, чем в сфере традиционных азартных игр.
Между тем в сфере азартных игр и сами игорные учреждения нередко принадлежат государству (Монако, Финляндия и т.д.), и работникам этих учреждений строго-настрого запрещено непосредственно принимать участие в игре (с них берут особую подписку с обязательством неучастия их и их родственников в игре по месту работы). Если обратиться и непосредственно к сфере биржевых операций, то для развитых стран и в прошлом, и в настоящем вовсе не редкость, когда и биржи являются государственными учреждениями, и брокеры являются государственными служащими.
С учетом всех этих обстоятельств предлагается следующее:
а) установить, что любые биржи (как фондовые, так и товарные) могут быть образованы только как государственные учреждения;
б) торговые операции на биржах могут вести только зарегистрированные операторы (брокеры), которые являются государственными служащими (либо входят в ограниченный список лицензированных брокеров с правом работать на бирже и с обязательством не заниматься никакой иной коммерческой деятельностью) и которым категорически запрещено (как прямо, так и через посредников) вести операции на бирже за свой счет и от своего имени (альтернативный вариант, который сейчас прорабатывается, - введение обязательного страхования клиентов от недобросовестного поведения участников финансового рынка);
в) для ограничения спекуляции ввести специальный налог на любые сделки, не завершающиеся поставкой реального товара (материального продукта или ценной бумаги); при этом установить такой порядок, что налог удерживается с любой биржевой сделки и затем возвращается - при подтверждении реального характера сделки (возможен также и иной вариант - введение обязательного государственного страхования всех биржевых сделок спекулятивного характера - как сделок пари по смыслу ГК РФ);
г) ввести государственную монополию на осуществление депозитарной деятельности; для реализации этой меры - создать Центральный депозитарий для регистрации акций крупнейших эмитентов и операций с ними и при этом, для ограничения спекуляций с акциями российских эмитентов за пределами РФ, ввести специальный налог на регистрацию сделок, совершенных вне рамок российских бирж, и налог на "анонимность сделок" - на сделки, совершаемые от имени или в пользу так называемых номинальных собственников.
Такие меры никак не затрагивают "рыночную природу" и "рыночный характер" самой биржевой деятельности, но лишь более надежно защищают интересы реальных инвесторов, вкладывающих свои капиталы в сделки на фондовом рынке. Аналогичным образом присутствие на шоссейных дорогах ГИБДД как государственного регулятора дорожного движения и сама государственная принадлежность этих шоссейных дорог вовсе не препятствуют рыночному обороту на них грузов и пассажиров.
В ситуации разрастания мирового финансового кризиса мы все, по словам Президента РФ Д.А. Медведева, "должны быть морально, организационно, финансово и даже политически готовы" (встретить его последствия, разрабатывать и принимать действия для их преодоления).
В конечном счете все предлагаемые меры можно свести к следующему:
а) финансовые рынки и действующие на них операторы должны быть возвращены к общим правилам рыночной деятельности и личной финансовой ответственности, действующим в других секторах и сферах частнопредпринимательской деятельности;
б) государство должно силой закона и действиями своих надзорных органов оградить производственный механизм экономики и общество в целом от эгоизма и злоупотреблений со стороны "виртуальных", спекулятивных структур и учреждений финансового сектора.
В.А.Кашин
Д. э. н.
Подписано в печать
16.01.2009

Читайте также: