Основные принципы демократии кратко. Признаки и принцип демократии

Итак, следует попытаться кратко описать фундаментальные принципы демократии, первичным из которых, как на это указывает этимология слова демократия (греч. demos - народ, kratia - власть) является принцип суверенности народа. Божью волю как источник политического порядка заменили голосом народа (vox populi, vox Dei). Демократия нашла своего красноречивого заступника в лице Жан-Жака Руссо и его концепции демократической республики: «Именно это публичное лицо, созданное посредством объединения всех, получило ранее имя civitas, ныне же носит имя республики, или политического тела, которое его члены называют государством, когда оно пассивно, сувереном, когда оно активно |...| Сами члены как целое получают название народа, а как отдельные лица называются гражданами, как участники верховной власти, и подданными, как те, кто подчиняется государственным законам» (Ж. Ж. Руссо «Общественный договор»). Демократию можно принять только под суровым правлением законов. Народ, разумеется, не правит по старинке, основываясь на обычаях, он делегирует своих представителей для управления, а все дела решаются согласно воле большинства, решения выносятся в результате поддержки большинства, ограниченного все же правами меньшинства: «|...| хотя воля большинства должна преобладать во всех случаях, эта воля, чтобы стать правомочной, должна быть разумной; меньшинство обладает равными правомочиями {rights), защищать которые должны также и законы {laws) а всякое их нарушение является угнетением», - провозглашает Томас Джефферсон в своей инаугурационной речи в 1801 г. Указанное собрание граждан становится народом при условии, что будет утвержден принцип равенства. Народ вступает на историческую сцену под универсальными лозунгами, а равенство принадлежит к идеям, формирующим демократию. Любовь к равенству это главная страсть, «бурная, неутолимая, устойчивая и непобедимая»,- напоминает Токвиль. Эта страсть не будет так сильно влиять на обычаи и политические институты, если демократия возрастает в условиях свободы. «Раз никто не будет отличаться от своих близких, никто не сможет осуществлять тираническую власть. Люди будут совершенно свободными, поскольку все будут полностью равны и будут совершенно равны, поскольку будут полностью свободны. Именно к такому идеалу стремятся демократические сообщества» (А. де Токвиль «О демократии в Америке»). Это разожгло дискуссию продолжительностью более чем в двадцать лет, о том, означает ли равенство - равенство возможностей или же равенство условий. Чтобы приобрести себе гражданские права, народ должен сохранять набор гражданских и политических прав, поскольку он имеет - как это провозглашает Декларация независимости - неотъемлемое право на жизнь, свободу и стремление к счастью. В том же самом духе высказывается Джеймс Медисон. «Кто является лучшим стражем свободы народа?» Ответ республиканца звучит так: «Это сам народ». Соглашение (общественный договор) предполагает, что народ условливается относительно правил возникающего общества и задач государства. Из универсальных прав выводятся ограничения, или полномочия правительства. Государство как поверенный делегированной ему власти является изобретением Нового времени. Относительно данного мнения следует согласиться с Руссо. «Идея представительства современна, она происходит от феодальных правителей, этих неправедных и нелепых правителей, унижающих род человеческий и обесславливающих человека. В древних республиках и даже в монархиях, народ никогда не имел представителей, не знали этого выражения». Государство и правительство являются инструментами, созданными людьми для своих целей, а представители являются поверенными делегированных им полномочий и функций. В условиях свободы представителями народа становятся люди, ограниченные в выполнении именно этих полномочий и функций. Условием свободы является участие граждан. Повседневно должен реализовываться тот принцип, что люди «имеют право улаживать свои дела, что уместно с этической точки зрения и разумно - с политической», - слова Абрахама Линкольна из его «Речи в Блумингтоне» 26 сентября 1854 г. Ведь правительство суть из народа и для народа. Свободный выбор осуществляется только тогда, когда существуют для этого моральные и рациональные возможности. Их же может обеспечить просвещение и гражданское образование, и, прежде всего, свобода слова и высказывания мнений. Свободный выбор также возможен в среде, организованной общественным образом, в котором мы имеем дело с альтернативными политическими опциями (выборами). Явление «фракционности» можно перенести на условия демократической политики, где отдельные группы обладают представительством пропорционально своему значению и силе. А поэтому возникает следующий вопрос: «Какие политические механизмы приводят к разрешению споров и конфликтов?» В основании современной теории демократии леЭкит принцип представительства. Окончательные решения, которые улаживают конфликт, принимаются путем выборов избирателями. Обязательным же является принцип, предложенный Джереми Бентемом (Jeremy Bentham) «один человек - один голос». Демократия означает, что либеральный критерий заслуг, согласно богатству и талантам, заменяется правилом доступности для каждого общественных должностей и постов. В идеальной демократии «каждый должен принимать участие в подобном решении» (А. Д. Линдсей «Сущности демократии»). Характерен также способ управления при демократии. Ввиду противоречивых целей и интересов, естественен приоритет процедур, беспристрастное выслушивание сторон и обдумывание перед принятием решения. «Вопрос. Что такое демократическое правительство? Ответ. Такое, при котором каждому можно делать то, что ему нравится, насколько это не нарушает чужих прав, принципом которого является всевластие народа, или, иначе говоря, которое является творением и органом всего народа, исполнителем его воли. У демократического правительства нет других прав, кроме законов, законами же не называется воля одного или привилегированного меньшинства, но воля всех, или по меньшей мере, большинства граждан. Общественное мнение призывает на должности людей известных и просвещенных |...|»,- пишет Ян Непомуцен Яновский (Jan Nepomucen Janowski) в «Кратком политическом катехизисе» в 1834 г. Умеренность и приспосабливание - вот позиция демократа. Норма умеренности и искусство компромисса составляют существо демократии, политические же решения предъявляются обществу в соответствии с принципом гласности общественной жизни. Решения гласные и подвергаются голосованию, и в этом проявляется динамизм демократии: в ее открытости к изменениям и тем самым - внутренняя связь демократии и модернизации. Основания политической власти и ограничения ее решений, границы ее полномочий, а также обязательств регулируют приведенные ранее природные права и принципы общественного договора, а также конституция и правопорядок. Существует процедуры сдерживания, протеста и отбрасывания решений, нарушающих эти полномочия. Только в условиях демократии возможно право на гражданское неповиновение. И, наконец, последний идеал демократии, ведущий к демократической вере в людей и прогресс. «Управляемое таким образом общество несет особые миссии в гармоническом стремлении к совместной, общей цели. В стремлении к этой цели есть только одна дорога: постоянное и одновременно, в смысле физическом, умственном и моральном, самосовершенствование», - возвещают демократы в «Манифесте демократического польского товарищества» (1836). 5.3.

В широком смысле под демократией понимается не просто организация политического правления, а форма устройства общества с определенным мировоззрением. Данной форме соответствуют свои институты власти. Теоретическое обоснование принципиального понимания этого способа государственного устройства впервые было заложено Ж.Ж.Руссо.

Основа ценностей современной демократии концентрируется в формуле «Любой человек рождается свободным, все люди равны между собой в правах». Принципы демократии начинаются с главной ценности - свободы. Она расценивается как основа любого общества подобного типа. Как главная ценность режима, свобода не предписывает конкретного поведения, не навязывает содержание деятельности людей, а открывает для них возможности выбора их по своему усмотрению.

Все права и свободы подразделяются на такие группы как экономические, элементарные, гражданские, культурные, политические и социальные права.

Принципы демократии невозможны без такой ценности, как принцип равенства людей. Под этим принципом понимается не идентичность всех людей, а их равенство в правах и обязанностях в христианском понимании. Каждый имеет право на счастье, свободу, жизнь. Данный режим стремится обеспечить людям все возможности для Независимо от социальных, расовых, религиозных и прочих различий. Защиту прав всех людей обеспечивает закон, а также сама организация гражданского общества. Чем более развитым является гражданское общество, тем более развиты в нем принципы демократии.

Основные принципы этого типа политического режима включают принцип плюрализма. Поскольку главной ценностью провозглашается свобода, то общество должно обеспечивать и обязательность ее защиты. Отсюда вытекает мировоззренческий, религиозный, идеологический, экономический и западных режимов. Под плюрализмом понимается разнообразие форм собственности, идейных течений, общественных интересов и т.д. Сама выросла из идеологии либерализма.

Опираясь на все перечисленные ценности, современные принципы демократии подразумевают обязательное условие правления - большинством при защите прав меньшинства. В условиях существования многообразия мнений, принять удовлетворяющие всех решения довольно сложно. Поэтому логичным решением этой проблемы становится принятие решений по принципу большинства. Власть отдается кругу лиц, за которых на выборах голосует большинство избирателей.

Однако эти основные принципы демократии не приводят к игнорированию интересов меньшинства и не запрещают ему отстаивать свои позиции и убеждения. Поэтому режим признает право оппозиции на существование, а также возможность ее прихода к власти на очередных выборах. Гарантия прав оппозиции является еще одним важнейшим правилом, на который опираются все принципы и нормы демократии.

Основой политического устройства государства в данном контексте является функционирование некоторых институтов. К ним относятся выборные должностные лица, честные и свободные выборы, всеобщее право претендовать на различные должности в правительстве, свобода слова, существование большого количества и свобода самоорганизации граждан.

Понимание и интерпретации существуют достаточно разнообразные, о чем свидетельствует большое количество теорий (существующие концепции делятся на коллективистские и репрезентативные). Для глубокого осмысления этого понятия необходимо рассматривать демократию в интерпретации различных научных концепций. На основании определенных критериев эти теории можно сравнивать, и делать собственные выводы.

1.2 Основные принципы демократии

Несмотря на все различия в понимании и толковании демократии, существует ряд принципов (основных положений), без которых демократии в любом ее понимании быть не может.

Принципы демократии представляют собой абстрактные правила по отношению к любому сообществу людей, к человеку вообще как к члену политического союза и гражданского общества.

Суверенитет народа. Данная идея сформировалась в эпоху буржуазных революций. Ее суть в признании народа источником высшей политической власти в обществе. Верховенство власти народа и его независимость включает соединение в суверенитете прав и свободы народа самостоятельно решать вопросы своей жизни.

Принцип суверенитета народа заключается в реализации народом своей политической функции источника власти:

Народу принадлежит учредительная и конституционная власть в государстве;

Народ выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

Народ имеет право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов;

Признание народом власти и ценностей, на основе которых она стоит -- в чем заключается существо легитимности этой власти.

Отношение к данному принципу неоднозначно. Умелый политик, воздействуя на массы, может использовать народовластие в своих целях. В качестве примера можно привести приход к власти Гитлера путем пяти референдумов. А. Гамильтон писал: «Народ неустойчив и переменчив, ему редко доступны правильные суждения и решения» . Кроме того, власть народа в целом, то есть власть толпы приводит к тому, что в этой массе забывают о конкретном чело-веке. Это отмечал Н. Бердяев: «Народовластие так же может лишить личность ее неотъемлемых прав, как и единовластие» .

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что принцип суверенитета народа при определенных условиях может превратиться в свою противоположность -- орудие авторитаризма, его оправдание.

Принцип подчинения меньшинства большинству. Поскольку решения, приемлемого для всех, найти нельзя из-за противоречивости интересов, основой для его принятия справедливо признается воля большинства.

Принцип большинства признается всеми: либералами, консерваторами, коммунистами, социалистами. Однако в различных течениях он имеет разную трактовку. Тем не менее, в любой интерпретации, принцип большинства - один из краеугольных элементов современной демократии.

Однако принцип большинства тоже реализуется на практике не вполне соответствуя теории. В системах, где господствуют отдельные экономически сильные классы, демократическое большинство этих классов является в сущности меньшинством по сравнению со всеми народными массами, значительная часть которых не включена в правила политической игры. Только в тех системах, где ни одна социальная группа не отстранена от общественно-политической активности, принцип большинства может реализовываться адекватно

Принцип большинства имеет и другую сторону - право меньшинства на оппозицию и выражение своих интересов. Проблема заключается в том, что большинство может ущемлять интересы меньшинства. Отсюда необходимость дополнения принципа большинства соответствующей гарантией прав меньшинства или, по крайней мере, учета их в политико-правовом процессе. В частности, «признается право каждого гражданина на критику властей и любых их представителей, в том числе и в форме обращения в суд по поводу их незаконных (выглядящих таковыми) действий» . Демократия есть власть большинства, уважающего право меньшинства.

Принцип представительства. Представительная форма осуществления политической власти и правления имеет целый ряд преимуществ перед прямым властвованием народа, т.е. непосредственной демократией. Она сужает возможности утверждения тоталитаризма как диктатуры большинства; обеспечивает компетентность и ответственность субъектов, непосредственно осуществляющих власть и управление; является системообразующим звеном в политической организации общества.

Политическая теория фиксирует наряду с сильными сторонами принципа представительства его ограниченность. Она проявляется в следующих моментах. Представительное правительство предполагает значительную долю вероятности искажения интересов и воли народа соответствующими институтами; ограничи-вает рамки участия для большинства населения в принятии политических решений; создает условия для узурпации власти бюрократией и другие.

Принцип равноправия граждан на участие в управлении государством и обществом. Его содержание составляет совокупность прав, обеспечивающих каждому возможность избирать, быть избранным в структуры власти и управления, участвовать вместе с другими в контроле за деятельностью власть имущих, смещать их при необходимости путем голосования и т.д. Политическое равенство реально, если оно базируется на достаточной для всех слоев населения социальной базе. В отсутствии реальных социальных условий, обеспечивающих возможность демократического равенства, формальные права мало чего стоят для миллиона простых людей, у которых не будет ни времени, ни средств для реализации своих прав.

Принцип выборности основных органов государства. Демократическим может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок. Проблема в технологии реализации этого принципа. Нередки случаи подтасовки, фальсификации результатов голосования. Кроме того, демократические выборы часто представляют собой соревнование с непредсказуемым результатом.

Принцип свободы. В политическом контексте свобода означает прежде всего личную свободу, а также свободу для социальных групп от господства над ними любых политических сил. Это реальная возможность выбора политического самоопределения личности или группы, их активного участия в управлении общественными делами. Разумеется, демократия не есть свобода индивида или иного субъекта от власти вообще. Проблема ограничения свободы -- тоже проблема демократии.

Изложенные принципы демократии являются универсальными, на их основе выстраивается само ее здание.

Виды общественно-политических движений Нового времени

Демократический режим: принципы и практика

Демократия представляет собой достаточно сложное, развивающееся явление. Ее сущностная сторона остается неизменной, она постоянно обогащается новыми элементами, приобретает новые свойства, качества...

Демократия как форма организации государственной власти

Демократия -- это одна из основных форм политической самоорганизации общества. Комплекс институтов и организаций, структура и функционирование которых основываются на либерально-демократических мировоззренческих и ценностных постулатах...

Избирательные системы в зарубежных странах

Важнейшими принципами избирательного права зарубежных стран являются принципы всеобщности, равенства, прямого и тайного голосования, декларируемые обычно конституциями и другими нормативными актами (законами, кодексами и т. д.)...

Консерватизм как идейно-политическое течение

Если попытаться вычленить ключевое положение идеологии социального консерватизма, лежащее в основе всех других его постулатов, то суть его можно выразить следующим образом: понимание общества как духовной реальности...

Основные концепции демократии

Партиципаторная демократия

Современная демократия решительно отличается от классической, хотя и связана с ней как, впрочем, и с классической монархией, и с аристократией, и с тимократией, и с прочими частными формами правления...

Политическая мысль Запада в ХХ веке

Генетически первым в истории современной западной цивилизации возник либерализм. Либерализм - сложное, многоплановое явление. Это и тип мировоззрения, определенный способ мышления, и политическая доктрина, и конкретная политическая практика...

Идея свободы человека в обществе, его право и возможность самому определять свои жизненные цели и выбирать направления деятельности, его личная ответственность за ее результаты, за свое благополучие и общественное положение...

Политическая мысль Нового и Новейшего времени

Консерватизм в обычном понимании - это стремление сохранить старые позиции, порядки. Консерватизм отстаивает такие ценности и принципы, как право на социальное неравенство, гражданское и человеческое достоинство, плюрализм...

Политические режимы. Основные принципы и установки демократии

Современная политическая демократия - это режим, в котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия...

Современные теории демократии

Понятие "демократия" происходит от греческого слова "demos", означающего "народ". В демократических странах именно народ обладает суверенной властью над законодателем и правительством. Несмотря на то...

Современные теории демократии: ценностные, плюралистические

В политической науке при изучении данного феномена прежде всего исходят из определения демократии как формы правления, которая определяется исходя либо из источников власти правительства, либо из целей, которым правительство служит...

Современный либерализм, его формы

Либерализм (фр. libйralisme) -- философская и экономическая теория, а также политическая идеология, которая исходит из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью. Либерализм упирается своими корнями в гуманизм...

1) Что такое политика: взаимоотношения по поводу власти различных социальных групп с целью удовлетворения общественно значимых интересов и потребностей

2) Структура политики включает в себя следующие элементы: политическая организация, политические отношения, политическое сознание.

3) Субъекты политики – это: индивиды и социальные группы, организации и учреждения, принимающие сознательное участие в политической деятельности

4) Какой из приведенных признаков политической власти указан ошибочно: подчиненное положение по отношению к экономической власти

5) Что такое легитимация власти: обоснование и оправдание власти, признание ее народом.

6) Какой из исторических типов легитимности характерен для современного либерально-демократического общества: конституционный

7) Специфической чертой политической власти, в отличие от других видов власти, являются: отношения господства и подчинения

8) К «чисто» политологическим предметным областям политической науки относятся:политическое сознание и поведение;

9) Формирование знаний о политико-властных отношениях и их роли в обществен­ной жизнедеятельности характеризует такую основополагающую функцию поли­тологии, как:теоретико-познавательная.

10) С точки зрения демократически организованного общества потребность в поли­тике обусловливается необходимостью:поддержания социальной стабильности и порядка;

11) Какие из перечисленных ниже обличий политики можно обнаружить внутри лю­бой общественной группы?соискание власти.

12) Что из перечисленного ниже относится к разряду первичных субъектов политики?политические партии и избирательные блоки.

13) В современном обществе с его исключительно сложной социальной организацией и наличием публичной власти в лице государства очень трудно найти явления и процессы, абсолютно свободные от политических оттенков и влияния. Другое де­ло, мера «политичности». Она у всех разная. Наиболее ярко данная черта выра­жена в деятельности двух институтов: партия; парламент;

14) Какое из нижеприведенных определений власти полнее всего раскрывает ее сущность?власть есть возможность индивида осуществлять свою волю вопреки сопротив­лению других;

15) Власть - это:отношение сторон .

16) Когда рождается власть?в ходе этих взаимоотношений.

17) Трактовка власти как доминирующего начала человеческой природы и психики характерна для:бихевиористов.

18) Основаниями (источниками) власти выступают: все перечисленные

20) Высшее качество и наибольшую эффективность власти придают:знание ;

21) Тип власти, когда управляемый верит, что управляющий имеет право отдавать приказания и что его долг - подчиняться им, называется:легитимный

22) Что из перечисленного ниже относится к ресурсам власти?все перечисленное

23) Очень часто власть определяют как производство намеренных результатов. Зависят ли эти результаты от «качества» подвластных? да;

24) Как соотносятся между собой понятия «политическая власть» и «государственная власть»?второе выступает по отношению к первому как часть к целому.

25) Основными институциональными субъектами политической власти выступаютполитические партии и движения;

26) То обстоятельство, что государственная власть выступает от имени всего общества, предопределяет такую специфическую ее черту, как:публичность

27) Одним из исходных понятий, характеризующих государствую власть, является понятие политического господства. Это понятие означает:закрепление в обществе отношений командования и подчинения

28) Легитимность власти, основанная на праве наследования престола - это легитимность:монархическая;

29) Как соотносятся понятия «политическая система» и «политический режим» политический режим – более узкое понятие, отражает функциональный аспект политической системы

30)Назовите основные типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический

31)Полная зависимость индивида от государства достигается в обществе: тоталитарного типа

32) К континентально-европейскому типу политических систем нельзя отнести: Германию и Италию 1930-х г.г.

33) В чем суть демократического политического режима? Народ -источник власти

34) Одной из подсистем (компонентов) политической системы является: нормативная

35) В организационный (институциональный) компонент политической системы входит государство

36) Что из перечисленного является структурным компонентом политической системы политическая коммуникация

37) К какому компоненту политической системы относится политическая идеология: культурному

38)Понятия «политическая система» и «система государственного управления» - это:второе относится к первому как часть целому;

39) Говоря о политической системе, обычно имеют в виду:совокупность политических взаимодействий, включающих в себя власть и руководство, посредством которых в обществе происходит волевое распределение ценностей;

40) Политическая система включает в себя в качестве структурных элементов ряд подсистем. В них не входит: представительная;

41) В институциональную структуру политической системы не входит:правовые нормы и политические традиции;

42) Понятием «политический режим» как функциональной стороной любой политической системы, охватывается:способ правления;

43)Кто первым ввел в политический лексикон термин «тоталитаризм»?Б. Муссолини;

44) «Всепоглощающее властвование» как способ правления характерно для режимов:тоталитарных.

45) С точки зрения допустимого и запретного тоталитарному режиму присущ принцип:разрешено только то, что приказано властью;

46) Верховная власть при тоталитарном режиме принадлежит:партии во главе с харизматическим лидером;

47) Из перечисленных ниже «родовых» признаков политических режимов к типу то­талитарного относятся два – это «единовластие» официальной идеологии; централизованный контроль экономики.

48) Из перечисленных ниже «родовых» признаков политических режимов к типу ав­торитарного относятся два – это принудительный тип политической активности; власть, не ограниченная законом;

51) Как соотносятся между собой понятия «демократия» и «монархия»?не совместимы, когда речь идет об абсолютной монархии;

52) Организация и функционирование демократического режима предполагает подчинение:меньшинства большинству;

53) Исходными принципами демократии (их три), без которых эта форма человеческого общежития практически не осуществима, выступают:а.народный суверенитет б.свободные выборы; в.равноправие;

54) По какому основополагающему принципу строится и функционирует государственная власть в условиях демократии?их разделения на самостоятельные и независимые друг от друга ветви государственной власти;

55) Применяется ли в условиях демократии правовой принцип: «все, что не разре­шено, запрещено»? да

56) Демократические права и свободы личности впервые были провозглашены в:декларации независимости США в 1776 г.;

57) Право граждан на справедливый, независимый и публичный суд относится к разряду прав:гражданских;

58) Прямое участие граждан в решении вопросов государственного и местного значения путем референдумов, всенародного обсуждения – это ___ демократия. непосредственная

59) К атрибутам государства не принадлежит церковь

60) Назовите 2 основные формы государства: 1. форма правления. 2.форма государственного устройства, 3.Форма осуществления законодательной власти, 4. форма организации аппарата управления:

61) Выберите из предложенных вариантов правильное определение понятия «федерация»: государство, состоящее из нескольких государственных образований, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий

62) Из чего состоит унитарное государство: из административно-территориальных единиц

63) Определите главный признак президентской формы правления президент – глава государства

64) Как называется функция государства, заключающаяся в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, получении образования, осуществлении защиты отдельных социальных групп: социальная

65) Неполитическая сфера, образуемая совокупностью добровольных ассоциаций, через которые реализуются основные социальные, экономические и духовные интересы человека независимо от государства, называется: гражданское общество

66) Любое государство характеризуется: деятельностью по поддержанию общественного порядка и стабильности в обществе

67)Любое государство характеризуется: возможностью осуществлять принуждение

68) Любое государство характеризуется наличием армии

69) К формам территориально-государственного устройства относится: федерация

70) Государственный суверенитет предполагает: независимость и верховенство государственной власти

71) Система разделения и независимости властей, а также сдержек и противовесов между ними, отличает:

правовое государство

72) Определение государства и его бюрократических учреждений как классовых ин­струментов, призванных осуществлять общественную координацию в интересах экономически господствующего класса, принадлежит:марксизму;

73) Два элемента не входят в структуру государственных органов: политические партии и блоки; СМИ;

74) Исполнительную (административно-управленческую) ветвь государственной вла­сти олицетворяют (отметьте два варианта):министерства и ведомства; налоговые органы.

75) В конституционной системе государственной власти Президент РФ аккумулирует в своих рукахфункции главы государства;

76) С точки зрения форм правления государство предстает в двух видах:республика; абсолютная монархия;

77) Назовите два государства, которые в начале ХХI века являются абсолютными монархиями:Саудовская Аравия; Бахрейн.

78) При монархии парламентского типа монарх является как бы национальным символом и скорее царствует, чем правит. Значит ли это, что в структуре реаль­ной государственной власти он выступает полностью как «подставная», некая «бутафорская» фигура? нет

79) Административно-территориальные части унитарного государства обладают:правом на местное (муниципальное) самоуправление;

80) По критерию национально-государственного устройства Дания, Италия, Польша в начале ХХI века представляют собой государства:унитарные;

81) Демократическое правосудие олицетворяет собой древний образ богини: Фемиды;

82) Какие три из перечисленных ниже характеристик демократического режима отно­сятся к парламентскому типу?Выборы одновременно решают вопрос образования парламента и правительства; Парламент имеет право отправить правительство в отставку путем выне­сения ему вотума недоверия; Президент не обладает правом на роспуск парламента;

83) В России установлена смешанная форма государственного правления, сочетающая в себе черты парламентской и президентской республики. Для нее характерны (выберите три варианта):

внепарламентский метод избрания Президента; внепарламентский способ формирования правительства; Президент не подчинен парламенту, однако его нижняя палата может возбу­дить процесс отрешения Президента от должности в случае совершения им пра­вонарушения

84) Президент РФ имеет право распустить Государственную Думу и назначить новые выборы в случае:трехкратного отклонения кандидатур председателя правительства.

85) Олицетворяя собой представительную ветвь, депутаты Государственной Думы (выберите два варианта):работают на профессиональной основе; вправе заниматься преподавательской деятельностью;

86) Гражданское общество составляет … сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом

87) В структуру гражданского общества не входят … правоохранительные органы

88) Существующие идеологии и их разновидности: «левые» социал-демократия, коммунизм и

«правые»- либерализм, консерватизм.

89) Какая идеология апеллирует к необходимости рыночной экономики, свободы личности и ограничения государственного регулирования: либерализм

90) Какая идеология утверждает приоритет стабильности, традиций общества, лояльности к власти и преданности Родине? консерватизм

91) Какова основная цель социал-демократического движения: демократический социализм

92) Одним из основных понятий неоконсерватизма является утверждение о том, что …

люди изначально не равны, существует только формальное равенство перед законом.

93) Либеральная идеология предполагает: признание в качестве приоритета права и свободы отдельной личности

94) Идеология ____ делает ударение на преемственности развития, приоритете интересов государства над интересами личности, культуре традиций. Консерватизма

95) «Государство – ночной сторож» - принцип, которого придерживается сторонники … либерализма

96) Высказывание «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов», принадлежит К.Марксу

97) Консервативная политическая мысль в России представлена, в частности,…

Н.М.Карамзиным, К.П.Победоносцевым, Леонтьевым

98) Одна из проблем российского либерализма на современном этапе заключается в том, что…

Россия не прошла «школу» классической либеральной демократии

99) Философ, политик, основоположник политической идеологии либерализма – это … Дж. Локк

100) Политическая идеология, объявляющая своими приоритетами стабильность, порядок, религиозность, патриотизм, органицизм, историзм, - это консерватизм

101) К представителям консервативного направления в политической мысли не относят …Б.Н.Чичерина

102) Понятие, соответствующее определению «отсутствие (отрицание) власти» - это … анархия

Уходящее столетие еще раз показало, что ни авторитарные, ни тоталитарные режимы не в состоянии обеспечить естественные и неотъемлемые права человека. Это возможно только в демократической политической системе. Поэтому демократия как идеал общественного и государственного устройства является одним из самых привлекательных. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое бы не претендовало на осуществление демократии, не использовало бы этот термин в своих целях.

При всей кажущейся простоте вопроса о сути демократии он далеко не так прост. Причин тому несколько. Во-первых, демократия - феномен, находящийся в постоянном развитии. Процесс демократизации обществе жизни длителен, многообразен и противоречив. Так, из всех независимых государств лишь примерно 40 могут названы демократическими, но и они далеки от идеала.

Во-вторых, разнообразие толкований понятия "демократия" и ее принципов связано с исторически альтернатив и направлениями формирования демократии как идеи и практики.

Термин "демократия" (от гр. demos - народ + cratos - власть) переводится буквально "власть народа", или по словам американского президента А. Линкольна, «управление народа, избранное народом и для народа». Он имеет несколько толкований:

1) как форма, разновидность организации государства, когда властью обладает не одно лицо, а все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством. В этом смысле под демократией понимается тип государства и политической системы общества;

2) как форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов, периодической выборности и отчетности, принятии решений в них по принципу большинства, т.е. речь идет о партийной, профсоюзной, производственной демократии;

3) как идеал общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства, уважения закона и прав человека, плюрализма и т.д.

4) социальные и политические движения, целью которых является реализация демократического идеала. Это демократы, социал-демократы, либералы, "зеленые" и т.д.

Демократия - это важнейшее завоевание человечества, ибо она представляет собой выработанный и обогащенный в ходе мировой истории такой способ решения " жизненно важных вопросов той или иной общности людей, при котором все ее члены обладают возможности равноправно решать эти вопросы.

Таким образом, возможно следующее определение демократии. Демократия - это организация политического и гражданского общества, обеспечивающая реальным, народовластие и утверждение прав и свобод человека гражданина.

Несмотря на все различия в понимании и толкован демократии, существует ряд принципов (основных положений), без которых демократии в любом ее понимания быть не может. Каковы же эти принципы?

Принцип суверенитета народа, суть которого состоит; в том, что именно народу принадлежит учредительная; конституционная власть в государстве, что он выбор своих представителей в государственные органы и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятия законов путем народных инициатив и референдумов. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что абсолютизация этого принципа ведет к тирании. Пророчески звучат слов выдающегося русского философа Н.Бердяева: "Суверенный народ может отнять у человека все, что захочет, чу найдет нужным для своего блага. Самодержавие народа самое страшное самодержавие, ибо в нем зависит человек от непросветленного количества" (Бердяев Н. Философия неравенства. М., 1990. С. 169). Следовательно, в одних условиях демократические процедуры обеспечивала действительное народовластие, а в других они могут использоваться для прикрытия формальным народовластием (квазинародовластием) настоящей диктатуры. Приме тому - пять референдумов в Германии в 30-е гг., привет, к власти Гитлера.

Принцип равноправия граждан на участие в управлении государством и обществом. Этот принцип предусматривает совокупность избирательных прав, дающих гражданам возможность избирать, быть избранным в органы государственной власти, участвовать в контроле за деятельностью власть имущих и т.д. Здесь главное состоит в создании таких социальных условий, которые бы препятствовали превращению этого принципа в формальный.

Принцип принятия решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении. Поскольку решения, приемлемого для всех, найти нельзя из-за противоречивости интересов, основой для его принятия справедливо признается воля большинства. Однако при этом меньшинство должно иметь гарантированное право на выражение собственного мнения, ибо истину, как правило, открывает именно оно.

Принцип выборности основных органов государства. Демократическим может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок. В конце ХХ в. практически не существует такой страны, где бы правящие круги не практиковали выборы и стремились тем самым утвердить свою легитимность. Проблема в технологии реализации этого принципа. Нередки случаи подтасовки, фальсификации результатов голосования. Кроме того, демократические выборы часто представляют собой соревнование с непредсказуемым результатом. При этом выигрывает не обязательно лучший. В таких случаях несовпадение заслуг победившего на выборах и делегированной ему власти вызывает обострение общественных противоречий и нестабильность.

Изложенные принципы демократии являются универсальными, на их основе выстраивается само ее здание. Это своего рода катехизис демократии. Реальное участие народа в управлении государством, реальное политическое равенство, социальная справедливость, ответственность правящей элиты перед народом - именно эти критерии характеризуют содержание демократии.

Для полного понимания демократии нельзя обойти стороной и вопрос о ее механизме. Перечислим главные его составляющие: а) законодательное закрепление основных экономических, социальных и политических прав человека; б) свободные, равные, прямые, тайные выборы представительных органов управления; в) политический

Плюрализм, т.е. наличие альтернативных идеологий как минимум двух политических партий; г) существование оппозиции; д) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при их относительной самостоятельности в рамках законодательно закрепленных полномочий; ж) независимость суда.

В каких пределах и как работает этот механизм, зависит от политической деятельности субъектов, политического режима, состояния гражданского общества и политической культуры.

Читайте также: