Тест 1 «Художник или мыслитель» Мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых «отвечает» за свои функции организма и психики: правое полушарие – «образное», левое – логическое. Доминирование того или иного полушария предопределяет тип личности: художественный или мыслительный. Для художественного типа, т.е. людей, у которых доминирует правое полушарие мозга, характерны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций. У представителей мыслительного типа – левополушарного – преобладают абстракции, логические рассуждения. Спорить, кто из них умнее, нет смысла, поскольку речь идет лишь о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьется успехов в науке. До тех пор, пока требуется дотошное собирание, регистрация и анализ факторов, он будет справляться с делом. Но когда потребуется подняться над фактами, представить общую картину явлений, без художественного мышления не обойтись. Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным, то прежде чем посвящать себя точным наукам, стоит серьезно подумать. Не следует, конечно, делать вывод, будто человеку на роду написано быть художником, если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать, что подавляющее большинство художников, скульпторов, музыкантов, актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа. Внешние проявления функциональной ассиметрии мозга позволяют делать выводы о некоторых наиболее характерных чертах личности. Инструкция. Ответьте на следующие вопросы, пользуясь одиннадцатибальной системой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, то в вашем распоряжении все остальные баллы – от 1 до 9.
- У меня преобладает хорошее настроение. Я помню то, чему учился несколько лет назад. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают. Мне трудно дается алгебра. Я легко запоминаю незнакомые лица. В группе приятелей я первым начинаю разговор. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов. У меня преобладает плохое настроение.
ответ | Ответ | ответ | ответ | Ответ |
|||||
Выборка | Норма | Уровень | Стандартные отклонения |
Школьники 7 – 9 классов | |||
Школьники 10 – 11 классов |
Методика «Воспроизведение рядов цифр»
Цель. Проверка объема кратковременной слуховой памяти. Инструкция. Учащимся предстоит прослушать несколько трехзначных чисел. Количество их увеличивается с каждой пробой. Задача заключается в том, чтобы постараться удержать в памяти все числа и затем воспроизвести их в своих протоколах по команде «Записывайте». Образец ряда цифр:Тесты по обществознанию. Введение
ТестыВВЕДЕНИЕ. На современном этапе реформирования российской системы образования проводится внедрение компьютерных технологий для достижения объективности итогового контроля знаний школьников и входящего контроля знаний абитуриентов.
Тест: Определение основных мотивов выбора профессии > Тест: Ваша мотивация к успеху > Тест: Структура мотивации. Командовать или подчиняться?
ДокументПрофессионал Третьего тысячелетия… Каким он будет, кто станет у штурвала или у пульта организации деятельности людей, какими качествами должны обладать эти люди? Есть ли ответы на эти вопросы, которые интересуют многих? Революции,
Тест Подземные помещения Кносского дворца царя Миноса назывались: 1 Архитрав; 2 Минотавр; 3 Аид; 4 Лабиринт Тест 3
ДокументРельеф «Львиных ворот» - единственный пример монументальной скульптуры периода Эгейской культуры. Назовите сооружение, где были установлены «Львиные ворота»:
Книга ориентирована не только на читателя-специалиста. Она доступна студенту, ученому, занимающемуся общественными науками, или обычному читателю, который хочет разобраться в психологических проблемах современного человека.
КнигаПытаемся ли мы разобраться в психологических причинах кризисов в политике, экономике, предпринимательстве, профессиональных или домашних неурядицах, хотим ли углубиться в сущность современного изобразительного искусства, поэзии, философии,
Внутри вас
Документ
Ученые провели эксперимент, поочередно отключая оба полушария, и установили, что человек, у которого активно левое полушарие, становится смешливым, возбужденным и болтливым. Рассудок сохраняется, а творческие способности, если они, конечно, были, куда-то исчезают. Если левое полушарие отключить, творческие способности останутся, но пропадет хорошее настроение.
У большинства художников, скульпторов, музыкантов, актеров доминирует правое полушарие. Благодаря этому у них возникают яркие зрительные или слуховые образы, которые они передают нам в виде произведений искусства.
- «Мыслитель или художник»
1. Я не вижу причин для печали. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2. Прослушав мелодию, я могу точно воспроизвести ее. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3. Я помню то, чему меня учили несколько лет назад. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Когда я слышу чей-то рассказ, я будто вижу, как все происходит. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Я считаю, что эмоции только мешают в разговоре. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. Мне трудно дается алгебра. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7. Мне легко первому начать разговор. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
8. Я легко запоминаю незнакомые лица. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9. Если кто-то выдвигает идеи, я требую аргументов. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
10. Я не вижу особых причин для радости. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
- Обработка результатов.
Подсчитайте сумму баллов отдельно по нечетным и по четным пунктам утверждений.
Если первая сумма (Л) больше, чем на 5 превышает вторую (П), вы принадлежите к логическому типу. Вы склонны действовать под влиянием разума, а не эмоций. При принятии решений чаще полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Больше доверяете внешней информации, чем внутренним впечатлениям. Ваша сильная сторона – логика. Вы оптимистичны, жизнерадостны и общительны. Вы можете стать математиком, преподавателем, программистом, конструктором, инженером.
Если вторая сумма (П) больше, чем на 5 превышает первую (Л), вы – человек художественного типа. Вероятно, вы принимаете решения на интуитивном уровне, больше полагаясь на эмоции, чем на рассудок, доверяете больше своим чувствам, чем внешней информации. Вы ранимы и впечатлительны, поэтому не испытываете потребности в широком круге общения, цените независимость. При наличии специальных способностей можете быть успешны в эстетических видах деятельности.
Чем больше разница между двумя суммами, тем сильнее доминирует соответствующее полушарие
(Л - левое, П - правое). Если разница мала, значит, вы в равной степени сочетаете характеристики «мыслителя» и «художника». Умение мыслить образно и логично, анализировать и синтезировать информацию, руководствоваться при принятии решений не только разумом, но и сердцем открывает перед вами широкое поле деятельности.
Уточнить свою принадлежность к «мыслителям» или «художникам» можно с помощью простого теста:
- Сцепите руки в замок, переплетя пальцы. Большой палец левой или правой руки оказался сверху?
- Сделайте в листе бумаги отверстие размером с монету и посмотрите сквозь него на какой-нибудь предмет двумя глазами. Закройте поочередно левый и правый глаз. Предмет исчезает из поля зрения, если вы смотрите на него левым или правым глазом?
- Встаньте в позу Наполеона, скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху – левая или правая?
- Похлопайте в ладоши. Какая рука оказалась сверху – левая или правая?
Правое полушарие управляет левой частью тела, а левое полушарие – правой. Поэтому активность правой руки и правого глаза означает активность левого полушария, и наоборот – активность левой руки связана с доминированием правого полушария.
Можно определить ведущее полушарие, но «просчитать» творческие способности с помощью тестов нельзя – наличие у вас способностей к музыке, живописи, литературе, науке можно выявить по результатам – музыкальным произведениям, рисункам, стихам, сочинениям, оригинальным решениям задач.
Когда семилетний Моцарт давал концерты во Франкфурте-на-Майне, к нему подошел мальчик лет четырнадцати.
- Как замечательно ты играешь! Мне никогда так не научиться.
- Отчего же? Ты ведь совсем большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты.
- Да я пишу… Стихи …
- Это ведь тоже интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, еще труднее, чем сочинять музыку.
- Отчего же, совсем легко. Ты попробуй …
Собеседником Моцарта был Гете.
Не всем дано писать музыку, как Моцарт, или стихи, как Гете. Но в каждом человеке скрыт свой талант. Очень важно, чтобы рядом с вами оказались люди, которые помогут вам поверить в свой талант – родители, учителя, друзья.
МЫСЛИТЕЛЬ ИЛИ ХУДОЖНИК?
Инструкция.Рядом с утверждением поставьте цифру, соответствующую степени проявления у вас качеств или состояний, отраженных в высказываниях. Оценки ставятся по следующей системе:
«Не согласен» - 0;
«Редко случается» - 1;
«Случается со средней частотой» - 2;
«Качество проявляется часто» - 3;
Качество проявляется постоянно» - 4.
Оценивать нужно каждое высказывание. Отвечайте быстро, но вместе с тем так, чтобы правильно понять смысл высказывания и верно определить частоту или степень проявления у вас качеств или состояния, зафиксированных в них.
Отвечайте правдиво, ведь это не оценка, а самооценка (анализировать ответы вы будете сами)
- 1. Я склонен к анализу (расчленению объектов или явлений при их изучении).
- 2. Мои суждения конкретны (не люблю абстрактных рассуждений).
- 3. Знание о чем-либо я предпочитаю получать в результате умозаключений, почерпнутых из книг, а не из непосредственных впечатлений (наблюдений).
- 4. У меня яркое (образное) мышление (воображение).
- 5. Я умею делать выводы на будущее из своего опыта.
- 6. Я сообразительный и находчивый человек.
- 7. Мне удается достаточно точно оценивать длительность событий.
- 8. Я плохо запоминаю слова (песен, стихов, иностранных языков).
- 9. У меня обостренное восприятие речи (слышу, даже если говорят шепотом).
- 10. Я практичен (хорошо ориентируюсь в конкретных ситуациях и добиваюсь успеха)
- 11. У меня плохой музыкальный слух (пою фальшиво, не могу правильно воспроизвести мелодии, путаю их).
- 12. Я воспринимаю явления мира в целом, со всеми подробностями.
- 13. У меня хорошая память на учебный материал (помню почти все школьные премудрости).
- 14. Я предпочитаю судить обо всем по личным впечатлениям.
- 15. Мне удается нащупать (вскрыть, обнаружить, понять) связи между объектами, явлениями или процессами.
- 16. Мне удается вычленять нужные сведения на фоне шумов и помех.
- 17. У меня хриплый, глуховатый голос.
- 18. Я воспринимаю искусство очень эмоционально (обостренно).
- 19. В компании с равными начинаю разговор первым.
- 20. Мне легко давались гуманитарные предметы.
- 19. Мои мысли опережают речь на столько, что я захлебываюсь словами.
- 21. Мои мысли опережают речь настолько, что я захлебываюсь словами.
- 22. Я умею подражать (имитировать, передразнивать, пародировать голоса, манеры, привычки людей).
- 23. Я хорошо улавливаю музыкальные (и другие) ритмы.
- 24. Для меня характерно пессимистическое настроение.
- 25. Когда кто-либо выдвигает новую идею, у меня сразу же возникает желание спорить, я требую доказательств в пользу высказанной идеи.
- 26. Я бываю настороженным (бдительным, подозрительным).
- 27. У меня преобладает пессимистическое настроение.
- 28. Бывает, я быстро (мгновенно) нахожу решения.
- 29. Меня раздражают (мне мешают) жесты (мимика), которыми человек сопровождает свою речь.
- 30. Бывает, что мои чувства (интуиция) подсказывают мне выход из затруднительного положения.
- 31. Я склонен к систематизации того материала, с которым мне приходится работать.
- 32. Одинаковые (или почти одинаковые фразы) я воспринимаю то как угрозу, то как совет, то как выражение дружеского расположения.
- 33. Я хорошо считаю.
- 34. Мне легко давались произношение и интонации при изучении иностранного языка.
- 35. Я люблю классифицировать то, с чем мне приходится иметь дело.
- 36. Я воспринимаю спектакли по радио и рассказы очевидцев как образные картины.
- 37. Я плохо запоминаю лица.
- 38. Я хорошо слышу такие звуки, как звон разбитого стекла, бульканье воды, тиканье часов, хлопанье дверей, чихание, храпение.
- 39. Моим действиям предшествуют размышления об этих действиях.
- 40. Глядя на что-либо, я, прежде всего, воспринимаю форму объекта.
- 41. Я склонен обобщать накопленный опыт.
- 42. Я запоминаю новые мелодии быстро и могу повторить их правильно.
- 43. Что угодно может стать для меня предметом обсуждения (я люблю поговорить).
- 44. Знания, полученные во время во время учебы, недолго удерживаются у меня в памяти.
- 45. Я не замечаю такие звуки (шумы), как ход часов, плеск воды, лай собак, смех и др.
- 46. Я помню запахи, звуки, цвета моего детства или юности.
- 47. Я считаю, что интонации и чувства в разговоре – лишь помеха. Главное - смысл.
- 48. Я не склонен инициировать разговор даже в компании с равными.
- 49. Мне легко давалась алгебра.
- 50. Я умею мысленно в живых картинах сопоставлять (соотносить) образы объектов (или их элементов).
Для художественного типа, т.е. людей, у кото-рых доминирует правое полушарие мозга, характер-ны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций. У представителей мыслительно-го типа - левопролушарного - преобладают аб-стракции, логические рассуждения. Спорить, кто из них умнее, нет смысла, поскольку речь идет лишь о двух специфических особенностях человеческого вос-приятия мира. Мыслитель со слабыми художествен-ными задатками вряд ли добьется успехов в науке. До тех пор пока требуется дотошное собирание, регистра-ция и анализ факторов, он будет справляться с делом. Но когда потребуется подняться над фактами, пред-ставить общую картину явлений, без художественно-го мышления не обойтись. Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мысли-тельным, то прежде чем посвящать себя точным наукам, стоит серьезно подумать. Не следует, конеч-но, делать вывод, будто человеку на роду написано быть художником, если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать, что подавля-ющее большинство художников, скульпторов, музы-кантов, актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа. Внешние проявления функциональ-ной ассиметрии мозга позволяют делать выводы о некоторых наиболее характерных чертах личности.
Инструкция:
Ответьте на следующие вопросы, пользуясь одиннадцатибальной системой. Категорическому отрица-нию соответствует 0 баллов, безоговорочному согла-сию - 10. Но, если, например, первый же вопрос поставит Вас в тупик, поскольку Вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, то в Вашем распоряжении все остальные баллы - от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку «за настроение».
1. У меня преобладает хорошее настроение.
2. Я помню то, чему училась несколько лет назад.
3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу пра-вильно воспроизвести ее.
4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.
5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
6. Мне трудно дается алгебра.
7. Я легко запоминаю незнакомые лица.
8. В группе приятелей я первой начинаю разговор.
9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов. 10. У меня преобладает плохое настрое-ние.
Результат:
Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1, 2, 5, 8, 9 (левое полушарие) и 3, 4, 6, 7, 10 (правое полушарие).
1. Если Ваш «левополушарный» (Л) результат более чем га 5 баллов превышает «правополушарны» (П), то значит, Вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы, вообще-то оптимистка, и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоя-тельно.
Как правило, Вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полу-ченной из печати, чем к собственным впечатлениям. Вам легче даются виды деятельности, требую-щие логического мышления. Если профессия, к кото-рой Вы стремитесь, требует именно логических спо-собностей, то Вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструк-тором, организатором производства, программистом ЭВМ, чертежником... продолжите этот список сами.
2. П больше Л. Это означает, что Вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.п.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению - художник, актер, архитектор, врач, воспитатель.
3. Перед человеком, в равной степени сочетаю-щим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Менеджер и испытатель сложных техни-ческих систем, лектор и переводчик - все эти проф-ессии требуют гармоничного взаимодействия проти-воположных типов мышления.
Задания.
A. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.
Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый?
B. Станьте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверку?
Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисмен-ты». Какая ладонь сверху?
Анализ.
ПППП- обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.
ПППЛ- темперамент слабый, преобладает нерешительность.
ППЛП - характер сильный, энергичный, артис-тический. При общении с таким человеком не помеща-ют решительность и чувство юмора.
ППЛЛ - характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.
ПЛПП - аналитический склад ума, основная черта - мягкость, осторожность, Избегает конфлик-та, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ - слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способ-ность идти на конфликт.
ПЛЛП - артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.
ПЛЛЛ - а этот тип, наоборот, более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоян-ством и аналитическим складом ума.
ЛППП - один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практи-чески со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ - похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.
ЛПЛП - это самый сильный тип характера, настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению.
Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.
ЛПЛЛ - характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мяг-костью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.
ЛЛШ1 - характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ - простодушие, мягкость, доверчивость - вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.
ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании с реши-тельностью приводит к непродуманным поступкам.
Энергичен.
ЛЛЛЛ - обладает способностью по-новому взгля-нуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некото-рой замкнутостью.
Совпадающие результаты тестирования разных людей говорят о психологической совместимости лич-ностей, в то время как полные антиподы совместимы
очень редко.
Как вы заметили, сочетание ЛЛЛЛ соответству-ет художественному типу, а ПППП присуще мыслите-лям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречают-ся нечасто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие психологичес-ких структур.